Решение Московского городского суда от 19 мая 2017 г. N 3а-442/17 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 19 мая 2017 года.
Московский городской суд в составе судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., с участием прокурора Лазаревой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-442/2017 по административному исковому заявлению акционерного общества "Гознак" о признании недействующими пунктов 13372,13373,13374 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", с 1 января 2017 года,
установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 30 декабря 2016 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, а также размещен 29 ноября 2016 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 2 постановления Правительства от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП данное постановление вступает в силу с 1 января 2017 г.
Пунктом 13372 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание общей площадью 4713 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001005:1019, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1.
Пунктом 13373 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание общей площадью 3971 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001005:1020, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.2.
Пунктом 13374 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание общей площадью 1116,5 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001005:1026, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.9.
Акционерное общество "Гознак" (далее АО "Гознак", Общество) обратилось в Московский городской город суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с 1 января 2017 г. пункты 13372, 13373, 13374 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП.
В обоснование исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1020, 77:05:0001005:1026, а также собственником земельного участка общей площадью 36273 кв.м с кадастровым номером 77:05:0001005:3, на котором расположены названные нежилые здания. Административный истец считает незаконным включение указанных нежилых зданий в пункты 13372, 13373, 13374 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", поскольку здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилые здания расположены на земельном участке с видом разрешенного использования: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок". На земельном участке располагается имущественный производственный комплекс, находящийся на балансе Московского монетного двора - филиала АО "Гознак". Целями филиала является изготовление монетно-орденской продукции. Во всех объектах, находящихся на данном земельном участке, расположены производственные цеха.
В судебном заседании представители административного истца АО "Гознак" по доверенности адвокат Желтикова С.С., по доверенности Ахмадеев С.Б. поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Борисова К.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагала, что спорные нежилые здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из критерия фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения объектов общественного питания.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки не представил, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявлял. При таком положении суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей ****., исследовав представленные сторонами доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
Как усматривается из материалов дела, административному истцу АО "Гознак" на праве собственности принадлежат нежилые здания: с кадастровым номером 77:05:0001005:1019, общей площадью 4713 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1; с кадастровым номером 77:05:0001005:1020, общей площадью 3971 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.2; с кадастровым номером 77:05:0001005:1026, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.9.
Спорные нежилые здания расположены на земельном участке площадью 36 273 кв. м с кадастровым номером 77:05:0001005:3 по адресу: Москва, ул. Даниловский Вал, вл.1. Земельный участок имеет вид разрешенного использования: "земли населенных пунктов, эксплуатация существующих производственных и административных зданий и сооружений предприятия по производству государственных знаков.
Названый вид разрешенного использования земельных участков не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что указанные здания включены в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования зданий в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку согласно актам Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы более 20 процентов общей площади зданий с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019 и 77:05:0001005:1026 используется для размещения офисов, более 20 процентов общей площади здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1020 используется для размещения объектов общественного питания.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент составления актов обследования) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее также Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 2016 году проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий, принадлежащих АО "Гознак".
22 апреля 2016 г. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлен акт N9050022/ОФИ о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1020, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.2, согласно которому 27,95 процентов площади здания используется для размещения объектов общественного питания, 72,05 процентов - под промышленность и производство (т.2, л.д.13-33).
Согласно акту обследования N9050215/ОФИ от 25 мая 2016 г. 100 процентов площади здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1026, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.9, используется для размещения офисов (т.2, л.д.35-55).
22 апреля 2016 г. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы составлен акт N9050719/ОФИ о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1019, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1, согласно которому 100 процентов площади здания используется для размещения офисов (т.2, л.д.57-83).
Из содержания указанных выше актов обследования усматривается, что при проведении обследования доступ на объект недвижимости не был предоставлен, поскольку объект недвижимости режимный. Заключения о том, что здания и нежилые помещения в них фактически используются для размещения офисов и объектов общественного питания даны на основании документов технического учета и визуального осмотра здания. К каждому акту приложены фотографии с изображением фасадов здания.
Судом в качестве свидетелей допрошены инспекторы Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы ***, которые суду показали, что 22 апреля и 25 мая 2016 г. они производили осмотр зданий по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1, 2 и 9, по результатам осмотра составили акты обследования. На посту охраны им сообщили, что объекты режимные. Поскольку в допуске на режимные объекты им было отказано, обследование зданий проводилось на основании документов технического учета и визуального осмотра каждого здания, что позволило им сделать вывод о том, что два здания фактически используются под размещение офисов, более 27 процентов площади здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1020 используется под размещение объектов общественного питания.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, АО "Гознак", не согласившись с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования спорных зданий, 16 марта 2017 года обратилось в Департамент экономической политики и развития города Москвы с письменными возражениями на акты и с просьбой исключить с 1 января 2017 года из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, здания с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1020, 77:05:0001005:1026. В своем обращении АО Гознак" указало, в том числе на то, что обследование зданий сотрудниками Госинспекции по недвижимости фактически не проводилось, приложенные к актам фотографии частично относятся к строению 1, которое, согласно поручениям на проведение мероприятия по определению вида фактического использования, не подлежало проверке.
Из материалов дела и объяснений представителей сторон судом установлено, что данное обращение АО "Гознак" рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве 23 марта 2017 года, по итогам которого принято решение о проведении Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы повторных проверок зданий, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1, стр.2 и стр.9.
4 апреля 2017 года по результатам повторного обследования Госинспекцией по недвижимости составлен акт N9000079/2ОФИ о фактическом использовании здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1019, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1, согласно которому 50,51 процентов площади здания используется для размещения офисов, объектов торговли, 49,49 процентов под промышленность и производство (т.1, л.д.225-259).
Согласно акту обследования N9000083/2ОФИ от 4 апреля 2017 года 100 процентов площади здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1020, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.2, используется под промышленность и производство (т.1, л.д.199-223).
В соответствии с актом обследования N9000080/2ОФИ от 4 апреля 2017 года 100 процентов площади здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1026, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.9, используется для размещения офисов (т.1, л.д.174-197).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей инспекторы Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы ***, проводившие повторные мероприятия по определению вида фактического использования зданий, показали, что обследование зданий проводилось на основании документов технического учета, а также осмотра объектов. При этом доступ в помещения зданий с целью их обследования не ограничивался.
Так, свидетель *** показал, что помещения в здании с кадастровым номером 77:05:0001005:1020 фактически используются как промышленные и производственные. В этом же здании находится производственная столовая, которая используется исключительно для питания сотрудников АО "Гознак", в связи с чем по результатам повторной проверки площадь помещений производственной столовой не учитывалась в целях налогообложения.
Свидетель *** в суде показал, что в здании по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1 (кадастровый номер 77:05:0001005:1019) расположен магазин, занимающий около 100 кв.м общей площади, а также офисы и производственные помещения, здание по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.9 (кадастровый номер 77:05:0001005:1026) фактически используется под офисы.
Свидетели ***** в своих показаниях подтвердили результаты повторного обследования зданий, указали на то, что к общей площади "офисных" помещений при составлении актов обследования они отнесли кабинеты, оборудованные рабочими столами, компьютерами, при этом они руководствовались подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, в ред. от 17 мая 2016 г.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 Порядка в редакции, действовавшей на момент проведения Госинспекцией проверочных мероприятий в апреле 2016 года, понятием "офис" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оборудованы стационарные рабочие места, используемые для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованные оргтехникой и средствами связи, не используемые непосредственно для производства товаров.
С 17 мая 2016 года подпункт 4 пункта 1.4 Порядка действует в новой реакции, предусматривающей, что офис - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6 указанного Порядка).
Оценивая акты Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о фактическом использовании спорных зданий, оформленные по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в 2016 и в 2017 годах, а также приведенные показания свидетелей, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
Суд полагает, что новая редакция подпункта 4 пункта 1.4 Порядка не изменяет действующее ранее понятие "офис".
Толкование подпункта 4 пункта 1.4 вышеназванного Порядка в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Из материалов дела усматривается, что Правительство Москвы данными, достоверно свидетельствующими о фактическом использовании для размещения офисов более 20 процентов общей площади спорных зданий, не располагало.
Утверждения административного ответчика об использовании АО "Гознак" 100 процентов площади спорных зданий с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1026 для размещения офисов, а здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1020 - под размещение объектов общественного питания со ссылкой на акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 22 апреля 2016 года и от 25 мая 2016 г. неубедительны.
Выводы, содержащиеся в данных актах, основанные лишь на внешнем визуальном осмотре и документах технической документации, являются преждевременными, а приложенные к актам фототаблицы с изображением внешних фасадов зданий не позволяют достоверно определить фактическое использование для размещения офисов более 20 процентов площади зданий, равно как и 100 процентов их площади, о чем указано в актах проверки.
Кроме того, объективные обстоятельства, препятствующие доступу работников контролирующего органа в здание и выявлению признаков размещения в них офисов, в акте не указаны.
В то же время, судом установлено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" АО "Гознак" отнесено к стратегическим акционерным обществам.
Предметом обследования являлись здания, которые фактически используются Московским монетным двором, являющегося филиалом АО "Гознак".
В соответствии с Положением о Московском монетном дворе, утвержденном советом директоров АО "Гознак" от 19 мая 2016 года, филиал на основании приказа АО "Гознак" наделяется имуществом АО "Гознак", которое учитывается на отдельном балансе.
К предмету деятельности Московского монетного двора относятся: изготовление разменных, памятных и инвестиционных монет; производство орденов, медалей, нагрудных знаков, знаков отличия, ювелирных изделий, значков, сувениров и прочих изделий из драгоценных и недрагоценных металлов (сплавов); торговля ювелирными изделиями, золотом и другими драгоценными металлами, отходами и ломом; выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также деятельность по защите государственной тайны, технической защиты информации в установленной сфере.
УФСБ России по городу Москве и Московской области 4 октября 2016 года АО "Гознак" выдана лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (совершенно секретно), по месту осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1.
Из показаний свидетелей, из объяснений представителей истца, а также из материалов дела следует, что ввиду необходимости обеспечения режима секретности допуск посторонних лиц, в том числе в спорные здания ограничен, действует пропускной режим.
Ни одно из помещений в зданиях с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1020, 77:05:0001005:1026 в рассматриваемый период не сдавалось в аренду. Доказательств обратного Правительством Москвы не представлено.
С учетом основных видов деятельности Московского монетного двора, специфики его производства, а также результатов повторного обследования Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, суд приходит к выводу о том, что из приведенных выше актов обследования не усматривается, что спорные здания соответствуют признакам офисного объекта или объекта торговли.
Исходя из представленных по делу доказательств, суд установил, что в здании по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.1 (с кадастровым номером 77:05:0001005:1019) фактически располагаются производственные помещения - 49,49 процентов площади, а также кабинеты, занимаемые администрацией Московского монетного двора и дирекцией АО "Гознак", финансово-экономическими службами, бухгалтерией, кадровыми и юридическими службами, что составляет 48,71 процентов общей площади здания.
Согласно акту Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N 900079/2ОФИ от 4 апреля 2017 года на 1 этаже здания располагаются торговые помещения площадью 69,5 кв.м (т.1, л.д.230).
Представители истца в судебном заседании, не отрицая данное обстоятельство, указали на то, что магазин относится Московскому монетному двору, не является сторонней организацией, поскольку посредством магазина реализуется сувенирная продукция, выпускаемая предприятием, значки, памятные монеты.
Принимая во внимание, что общая площадь здания с кадастровым номером 77:05:0001005:1019 составляет 4465 кв.м, торговая площадь в нем не превышает 20 процентов.
Остальные помещения данного здания, как установлено выше, фактически используются в качестве производственных помещений и кабинетов управленческого персонала предприятия и служб предприятия, которые не используются для ведения самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности.
Из объяснений представителей истца, материалов дела, в том числе из акта обследования N9000083/2ОФИ от 7 апреля 2017 г., судом установлено, что здание по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.2 (с кадастровым номером 77:05:0001005:1020) используется для размещения производственных помещений и столовой для обслуживания и питания трудового коллектива.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в данном здании осуществляется самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, не связанная с обеспечением производственной деятельности АО "Гознак", Правительством Москвы не представлено.
Суд полагает также, что в ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что более 20 процентов нежилых помещений здания по адресу: г. Москва, ул. Даниловский Вал, д.1, стр.9 (с кадастровым номером 77:05:0001005:1026) имеют самостоятельное офисное назначение и не используются для обслуживания производственной деятельности.
Согласно экспликации, приложенной к актам обследования, на всех четырех этажах здания расположены кабинеты ("учрежденческие помещения"). Вместе с тем, указанное здание функционально неотделимо от единого производственного комплекса и входит в его состав в качестве места размещения эксплуатационно-хозяйственной службы, службы снабжения и сотрудников автотранспортного цеха.
Ни одно из помещений, расположенных в спорных зданиях, не сдается в аренду.
Кроме того, Уставом АО "Гознак" не предусмотрен такой вид деятельности как сдача в аренду принадлежащих на праве собственности объектов недвижимости.
Следовательно, административные помещения в зданиях с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019 и 77:05:0001005:1026 представляют собой рабочие места администрации и сотрудников АО "Гознак", обеспечивающие функционирование производственного процесса, помещения в здании с кадастровым номером 77:05:0001005:1020 являются производственными помещениями, что не позволяет отнести названные объекты недвижимости, к объектам, в отношении которых налоговая база определяется из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Правительство Москвы не представило доказательств наличия оснований для отнесения спорных зданий с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1020, 77:05:0001005:1026 к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
При таком положении дела суд приходит к выводу, что на момент внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и утверждения оспариваемых пунктов 13372, 13373, 13374 приложения N 1, спорные нежилые здания с кадастровыми номерами 77:05:0001005:1019, 77:05:0001005:1020 и 77:05:0001005:1026 не подпадали под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
На основании изложенного оспариваемые пункты 13372, 13373, 13374 приложения N 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" не соответствует положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций".
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные АО "Гознак" административные исковые требования о признании недействующими пунктов 13372, 13373, 13374 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП.
В соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующими пункты 13372, 13373, 13374 приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, с 1 января 2017 года.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца АО "Гознак" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
решил:
Административное исковое заявление акционерного общества "Гознак" о признании недействующими пунктов 13372, 13373, 13374 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", с 1 января 2017 года - удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 13372, 13373, 13374 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Гознак" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.