Решение Московского городского суда от 2 мая 2017 г. N 3а-587/17 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 мая 2017 года г. Москва
Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И.,
при секретаре Якимович А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-587/2017 по административному исковому заявлению АО "Домостроительный комбинат N 1" о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
установил:
АО "Домостроительный комбинат N 1" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просило:
- признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 года N 51-179/2017 об отказе в принятии документов на комиссию по заявлению АО "Домостроительный комбинат N 1" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0005012:1118, 77:09:0005012:1120, 77:02:0015009:1053, 77:08:0005007:1038, 77:09:0005012:1065.
- обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 28.12.2016 г. заявление АО "Домостроительный комбинат N 1" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0005012:1118, 77:09:0005012:1120, 77:02:0015009:1053, 77:08:0005007:1038, 77:09:0005012:1065 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых зданий. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости административный истец обратился 28 декабря 2016 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости зданий на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, с приложением необходимых документов. Однако уведомлением секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 года N 51-179/2017 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости здания, по мотиву пропуска срока его подачи. Административный истец считает незаконным и подлежащим отмене указанное уведомление административного ответчика, поскольку срок подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. не пропущен, так как заявление подано 28 декабря 2016 г., в период действия оспариваемой кадастровой стоимости. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении очередной кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г.
В судебном заседании представитель административного истца просил заявленные административные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, суду пояснил, что административному истцу было отказано в принятии заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости зданий на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., ввиду пропуска срока для его подачи. В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки. Постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП утверждены результаты определения кадастровой спорного стоимости указанного здания по состоянию на 1 января 2016 г., которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2016 г. Административный истец обратился в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости зданий 28 декабря 2016 г., то есть после установленного срока, что является основанием для отказа в принятии заявления.
Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчиков, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из представленных документов, АО "Домостроительный комбинат N 1" является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0005012:1118, 77:09:0005012:1120, 77:02:0015009:1053, 77:08:0005007:1038, 77:09:0005012:1065.
Размер налога на имущество организации определяется исходя из кадастровой стоимости зданий.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец является собственником зданий и оплачивает налог, исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью зданий, и он вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данных зданий в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость зданий была установлена по состоянию на 1 января 2014 г.
28 декабря 2016 г. административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости зданий на предмет установления их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., с приложением необходимых документов.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N 263, предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь Комиссии в течении семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомлением секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 года N 51-179/2017 отказано в принятии заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости здания по состоянию на 1 января 2014 г., по мотиву пропуска срока для его подачи, поскольку Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении очередной кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." установлена новая кадастровая стоимость принадлежащих истцу зданий по состоянию на 1 января 2016 г., величины кадастровой стоимости зданий по состоянию на 1 января 2016 г. внесены в Единый государственный реестр до подачи заявления.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
С учетом приведенных норм права, а также разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", заявление о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Постановление Правительства Москвы от 21.11.2014 N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 г.
Однако постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП утверждена очередная кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г., которое применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2017 г.
Соответственно, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость зданий по состоянию на 1 января 2014 г., действовала в период с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. Новая кадастровая стоимость зданий по состоянию на 1 января 2016 г., утвержденная на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, применяется только к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 г.
Таким образом, на 28 декабря 2016 г. оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость спорных зданий по состоянию на 1 января 2014 г. подлежала применению, затрагивала права и обязанности административного истца как плательщика налога, который подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости зданий по состоянию на 1 января 2014 г.
На основании изложенного отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания по состоянию на 1 января 2014 г., не соответствует положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункту 15 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. N263, вследствие чего является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу поданное 28.12.2016 г. заявление АО "Домостроительный комбинат N 1" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0005012:1118, 77:09:0005012:1120, 77:02:0015009:1053, 77:08:0005007:1038, 77:09:0005012:1065 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.ст. 103, 111 КАС РФ с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу АО "Домостроительный комбинат N 1" надлежит взыскать расходы по госпошлине - рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск АО "Домостроительный комбинат N 1" удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 11 января 2017 года N 51-179/2017 об отказе в принятии документов на комиссию по заявлению АО "Домостроительный комбинат N 1" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0005012:1118, 77:09:0005012:1120, 77:02:0015009:1053, 77:08:0005007:1038, 77:09:0005012:1065.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 28.12.2016 г. заявление АО "Домостроительный комбинат N 1" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0005012:1118, 77:09:0005012:1120, 77:02:0015009:1053, 77:08:0005007:1038, 77:09:0005012:1065 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу АО "Домостроительный комбинат N 1" расходы по госпошлине - рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.