Решение Московского городского суда от 1 июня 2017 г. N 3а-639/17 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 1 июня 2017 года.
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Леденевой А.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-639/2017 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Строительные технологии" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Закрытое акционерное общество "Строительные технологии" (далее - ЗАО "Строительные технологии", Общество) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 13 января 2017 года N51-331/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания.
В обоснование административных исковых требований истец ссылается на то, что, являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001019:9431, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новоостаповская, д.5, стр. 14, и оспаривая установленную кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости, 29 декабря 2016 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве, с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого здания на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. К заявлению были приложены документы, предусмотренные ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Однако, уведомлением от 13 января 2017 года N51-331/2017 в принятии документов на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было отказано по мотиву пропуска срока, предусмотренного статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Административный истец считает отказ в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости здания незаконным, нарушающим его права и законные интересы как собственника, имеющего право на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Представитель административного истца по доверенности Кочетков А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управлении Росреестра по Москве (комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) по доверенности Шевчук Н.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва на иск.
Представители заинтересованных лиц Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ЗАО "Строительные технологии" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что ЗАО "Строительные технологии" является собственником нежилого здания общей площадью 7689,4 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001019:9431, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новоостаповская, д.5, стр.14.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права собственности от 9 июня 2014 года, выданным Управлением Росреестра по Москве.
29 декабря 2016 года ЗАО "Строительные технологии" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001019:9431 на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
При этом к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания были представлены следующие документы: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта; нотариально заверенная копия правоудостоверяющего документа на объект недвижимости; отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 29 декабря 2016 года N08/12/16 в бумажном виде и в форме электронного документа; доверенность представителя.
Уведомлением от 13 января 2017 года N 51-331/2017 комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сообщила ЗАО "Строительные технологии" об отказе в принятии заявления на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, мотивируя тем, что заявление подано с нарушением срока, после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной государственной кадастровой оценки.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) осуществляется в соответствии с данным Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - Порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 года "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22 февраля 2011 года "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01 июня 2009 года, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 года N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве.
В соответствии с пунктом 14 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 273, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0001019:9431 вошло в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год и последующие налоговые периоды, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001019:9431 в размере 805 576 607,66 рублей.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве (по состоянию на 1 января 2016 года).
Установленная этим нормативным правовым актом кадастровая стоимость применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2017 года (п.2 Постановления N790-ПП).
Таким образом, результаты предыдущей кадастровой оценки, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 688-ПП, действовали до 1 января 2017 г.
21 декабря 2016 года в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 791-ПП в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:04:0001019:9431 были внесены новые сведения о кадастровой стоимости спорного нежилого здания- в размере 815 852 029,78 руб. руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Абзацем десятым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности определено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 названного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что на момент обращения в комиссию утверждены результаты очередной кадастровой оценки.
Согласно положениям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" ЗАО "Строительные технологии" является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объекта недвижимого имущества, следовательно, в силу положений абзаца 13 статьи 24.18 Закон об оценочной деятельности вправе обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, по состоянию на 29 декабря 2016 года, то есть на дату обращения в комиссию, у административного истца существовало право на применение результатов такого пересмотра для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001019:9431, оформленное уведомлением от 13 января 2017 года N 51-331/2017, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ЗАО "Строительные технологии".
При этом суд учитывает, что иных оснований для отказа в принятии заявления ЗАО "Строительные технологии" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости у комиссии не имелось.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд полагает необходимым обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление ЗАО "Строительные технологии" о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001019:9431, поступившее в Комиссию 29 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования закрытого акционерного общества "Строительные технологии" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, от 13 января 2017 года N 51-331/2017 об отказе в принятии к рассмотрению заявления закрытого акционерного общества "Строительные технологии" о пересмотре по состоянию на 1 января 2014 года результатов определения кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:04:0001019:9431, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новоостаповская, д.5, стр.14, поступившее в Комиссию 29 декабря 2016 года.
Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росресстра по Москве, принять заявление закрытого акционерного общества "Строительные технологии" о пересмотре по состоянию на 1 января 2014 года кадастровой стоимости здания с кадастровым номером 77:04:0001019:9431, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новоостаповская, д.5, стр.14, поступившее в Комиссию 29 декабря 2016 года, и рассмотреть его по существу, в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда С.И. Колосова
Мотивированное решение изготовлено 5 июня 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.