Решение Московского городского суда от 20 июня 2017 г. N 3а-709/17 Р Е Ш Е Н И Е
Московский городской суд в составе судьи Сибул Ж.А. при секретаре Васильковой Н.Ю. с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-709/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в части пункта 4678276 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве",
установил:
29 ноября 2016 года Правительством Москвы принято постановление N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." (далее - Постановление N 790-ПП), которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2016 года.
Пунктом 1 названного постановления утверждена кадастровая стоимость и удельные показатели кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года (приложение).
Пунктом 4678276 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", являющейся приложением к Постановлению N 790-ПП, утверждена кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0012001:1044 в размере 1 150 591 576,68 рублей.
ООО "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС", являясь сособственником указанного объекта капитального строительства, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 4678276 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве", утверждённой Постановлением N 790-ПП. В обоснование своих требований административный истец указывает, что постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" по состоянию на 1 января 2014 года была установлена кадастровая стоимость принадлежащего ему нежилого здания в размере 1 124 973 853,38 рублей. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) от 13 октября 2015 года N51-4813/2015 определена кадастровая стоимость указанного нежилого здания равной рыночной в размере 558 200 000 рублей по состоянию на 1 января 2014 года. По мнению административного истца, оспариваемое постановление нарушает его права и фактически отменяет названное решение Комиссии, а приведённые обстоятельства свидетельствуют о том, что кадастровая оценка принадлежащего обществу нежилого здания в нарушение установленной абзацем 1 статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) периодичности проведения государственной кадастровой оценки (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет), проводилась дважды в течение двух лет подряд.
В судебном заседании представители административного истца (по доверенностям) Белинская Я.Н. и Тарасов Ю.А. заявленные требования поддержали.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы (по доверенности) Моисеев А.И. административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца. Полагал процедуру государственной кадастровой оценки, результаты которой были утверждены оспариваемым нормативным актом, не нарушенной, в том числе в части периодичности проведения государственной кадастровой оценки.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административных исковых требований ООО "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС" следует отказать по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статьей 213 (часть 7) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в полном объеме.
В силу части 8 названной статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопросы полномочий органов государственной власти, касающиеся принятия решений по проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, урегулированы Законом об оценочной деятельности, в силу статьи 24.12 которого (в редакции, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
В соответствии с положениями статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчёта об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчёте кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населённого пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией, обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 2 статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесённые к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Мэра Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 указанного Закона города Москвы к полномочиям Правительства Москвы отнесено обеспечение проведения экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Правительство Москвы обладало достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления, подписан Мэром Москвы, опубликован на официальном сайте Правительства Москвы 29 ноября 2016 года, и согласно его пункту 2 положения постановления применяются к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 года, что свидетельствует об установленном порядке его введения в действие и соответствует требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности установлено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трёх лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (далее - заказчик работ).
Решение о проведении государственной кадастровой оценки в обязательном порядке должно содержать следующие сведения:
год начала проведения работ по определению кадастровой стоимости;
вид или виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;
категория или категории земель в случае, если объектами недвижимости, подлежащими государственной кадастровой оценке, являются земельные участки;
наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;
наименования муниципального образования, муниципальных образований, на территориях которых расположены объекты недвижимости и в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки в случае, если государственной кадастровой оценке подлежат объекты недвижимости, расположенные на территориях не всех муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения, размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта у органа, принявшего решение о проведении государственной кадастровой оценки, - на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и направляет его копию в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (далее - орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
Из материалов дела усматривается, что 17 марта 2016 года Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение N 5228 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества".
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП (ред. постановления от 16.03.2016 г. N 88-ПП) Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента (далее - установленная сфера деятельности).
В соответствии с подпунктом 4.2.32 (1) пункта 4.2 указанного Положения Департамент городского имущества города Москвы на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве.
Таким образом, принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы входит в компетенцию Департамента городского имущества города Москвы.
Названное решение о проведении государственной кадастровой оценки содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности, и в соответствии с требованиями указанной правовой нормы опубликовано на официальном сайте Департамента городского имущества в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты его принятия.
В решении указаны: год начала проведения работ по определению кадастровой стоимости - 2016; виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки - земельные участки, объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства); категория земель - "земли населённых пунктов"; наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки - город Москва.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки опубликовано на официальном сайте Департамента городского имущества города Москвы https://dgi.mos.ru 22 марта 2016 года.
Понятие государственной кадастровой оценки дано в статье 24.11 Закона об оценочной деятельности.
Так, под государственной кадастровой оценкой (в редакции статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности, действовавшей на момент проведения государственной кадастровой оценки) понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчёта об определении кадастровой стоимости; экспертиза отчёта об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утверждённых результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом исполнительный орган государственной власти принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности), осуществляет отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключает с ним договор на проведение оценки (статья 24.14 Закона об оценочной деятельности), утверждает результаты определения кадастровой стоимости и публикует утверждённые результаты (статья 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Из системного толкования приведённых норм следует, что организация государственной кадастровой оценки объектов недвижимости включает в себя последовательное проведение всех этапов государственной кадастровой оценки, в том числе и утверждение результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что Департаментом городского имущества города Москвы было принято решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, расположенных в городе Москве, по состоянию на 1 января 2016 года, оформленное распоряжением от 17 марта 2016 года N 5228.
В соответствии с требованиями статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности и приказа Росреестра от 13 января 2015 года N П/3 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по формированию и предоставлению перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке" 14 января 2016 года Департаментом городского имущества города Москвы из ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиал по Москве) запрошен перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 1 января 2016 года.
Согласно письму от 11 февраля 2016 года N 213/03251 филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в адрес Департамента городского имущества города Москвы представлен требуемый перечень для проведения государственной кадастровой оценки.
В результате проведения конкурсных процедур Департамент городского имущества города Москвы 17 июня 2016 года заключил государственный контракт N851г с ООО "КО-Инвест" на выполнение работ по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства и помещений города Москвы.
После утверждения 7 ноября 2016 года отчёта N 69/16 о государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства и помещений города Москвы по состоянию на 1 января 2016 года и получения положительного экспертного заключения от 14 ноября 2016 года N Э16-1003-02-01 на указанный отчёт Правительством Москвы издано оспариваемое постановление N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.".
Учитывая, что Правительство Москвы, являясь высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" правомочно решать все вопросы, отнесённые к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, утверждение результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года, произведено им правомерно.
Таким образом, суд приходит к выводу, что все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.
Доводы административного истца о том, что порядок и процедура принятия, опубликования постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП, полномочия Правительства Москвы на его принятие не являются предметом настоящего административного иска, суд не может признать состоятельными.
В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта и проверке законности его положений, которые оспариваются, не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и в полном объеме выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой статьи, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Что касается доводов административного истца о нарушении установленной абзацем 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности периодичности проведения государственной кадастровой оценки, то они подлежат отклонению, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права и в силу вышеизложенного не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Предыдущие результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных в городе Москве, устанавливались по состоянию на 1 января 2014 года, были утверждены 21 ноября 2014 года постановлением Правительства Москвы N 688-ПП, и подлежали применению к правоотношениям, возникающим с 1 января 2015 года. Оспариваемым постановлением Правительства Москвы N 790-ПП результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества утверждены 29 ноября 2016 года по состоянию на 1 января 2016 года и подлежат применению к правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 года.
Таким образом, Правительством Москвы соблюдена установленная статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности периодичность проведения государственной кадастровой оценки - не чаще чем один раз в течение двух лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка.
При этом установление решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее - Комиссия) от 13 октября 2015 года N51-4813/2015 по заявлению ООО "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС" в отношении принадлежащего обществу нежилого здания кадастровой стоимости в размере рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года и подлежащей применению с 1 января 2015 года, не прерывает течение установленного статьёй 24.12 Закона об оценочной деятельности срока минимального периода, по истечении которого может проводиться очередная государственная кадастровая оценка. В данном случае административный истец воспользовался своим правом, предусмотренным статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, на пересмотр кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта капитального строительства и установлении его кадастровой стоимости равной рыночной. Вместе с тем, это обстоятельство не изменяет даты проведения последней государственной кадастровой оценки, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП.
При этом ссылки представителей административного истца на то обстоятельство, что решение о проведении государственной кадастровой оценки принято до истечения двух лет с момента утверждения последней кадастровой оценки, также подлежат отклонению, поскольку согласно положениям статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности двухлетний срок начинает исчисляться с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка, то есть с 1 января 2014 года. Оспариваемым постановлением утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 года, подлежащая применению с 1 января 2017 года, что свидетельствует о соблюдении минимального двухлетнего интервала в проведении государственной кадастровой оценки.
При этом суд учитывает, что оспариваемые административным истцом положения постановления N 790-ПП не лишают его права на установление кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере, равном его рыночной стоимости, в том числе в целях налогообложения, что говорит об отсутствии нарушения прав ООО "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС" оспариваемым в части нормативным правовым актом Правительства Москвы.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов административного истца, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью ООО "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в части пункта 4678276 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Р Е Ш Е Н И Е
(резолютивная часть)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Москва 20 июня 2017 г.
Московский городской суд в составе судьи Сибул Ж.А. при секретаре Васильковой Н.Ю. с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-709/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в части пункта 4678276 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве",
руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью ООО "БИЗНЕС ЦЕНТР ПЛЮС" о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в части пункта 4678276 таблицы 3 "Значения показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве" отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.