Решение Московского городского суда от 16 июня 2017 г. N 3а-849/17 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2017 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-849/2017 по административному исковому заявлению Пархоменко АГ к Правительству Москвы, Мэру Москвы Собянину Сергею Семеновичу о признании недействующим полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", в редакции постановления Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N260-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП", постановления Правительства Москвы от 1 июня 2017 г. N326-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП", постановления Правительства Москвы от 14 июня 2017 г. N363-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП",
установил:
Правительством Москвы 2 мая 2017 г. принято постановление N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" (далее постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 года N245-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 мая 2017 г. на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" от 16 мая 2017 г. за N26, том 2.
Постановлением Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N260-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве". Нормативный правовой акт опубликован 11 мая 2017 г. на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" от 18 мая 2017 г. за N27.
Постановлением Правительства Москвы от 1 июня 2017 г. N326-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве". Нормативный правовой акт опубликован 2 июня 2017 г. на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" от 6 июня 2017 г. за N31.
Постановлением Правительства Москвы от 14 июня 2017 г. N363-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве". Нормативный правовой акт опубликован 14 июня 2017 г. на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
При таких обстоятельствах на момент рассмотрения судом настоящего административного дела оспариваемое постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" действует в редакции постановления Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N260-ПП, постановления Правительства Москвы от 1 июня 2017 г. N326-ПП, постановления Правительства Москвы от 14 июня 2017 г. N363-ПП.
Пархоменко А.Г. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом дополнительных административных исковых заявлений просит признать недействующим полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", в редакции постановления Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N260-ПП, постановления Правительства Москвы от 1 июня 2017 г. N326-ПП, постановления Правительства Москвы от 14 июня 2017 г. N363-ПП.
Требования мотивированы тем, что административному истцу принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N* по адресу: *. Указанный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Административный истец проголосовал против включения данного жилого дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве и считает, что оспариваемое им постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП полностью не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает его права, как собственника жилого помещения, по следующим основаниям:
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 1 Протокола N1 от 20 марта 1952 г. Конвенции о защите прав человека и основных свобод, положения которой предусматривают, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Также противоречит позиции Европейского суда по правам человека о защите права частной собственности и права на уважение частной и семейной жизни, изложенной в постановлении от 6 декабря 2011 г. "Дело "Гладышева (Gladysheva) против Российской Федерации" (жалоба N7097/10), согласно которой вмешательство в право на уважение права собственности должно соблюдать принцип законности и преследовать законную цель средствами, разумно пропорциональными преследуемой цели; любое вмешательство в имущественное право должно в дополнение к законности и наличию законной цели также удовлетворять требованию пропорциональности. Аналогичная позиция закреплена и в постановлении Европейского суда по правам человека от 23 сентября 1982 г. "Дело Спорронг и Ленрот против Швеции" (Sporrong and Lonnroth v. Sweden), постановлении Большой Палаты по делу "Брумэреску против Румынии" (Brumarescu v. Romania) (жалоба N28324/95). Нарушает положения статей 18, 27, 40 Конституции Российской Федерации, поскольку фактически и юридически лишает административного истца права собственности на принадлежащее ему жилое помещение без компенсации, путем лишения его титула на квартиру, не гарантирует предоставление иного жилья от государства на момент голосования по программе реновации, нарушает право на жилище, лишает права на дальнейшее проживание в жилом помещении и права свободно выбирать место своего жительства в своем родном районе;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей право каждого на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Административный истец полагает, что выселение его с семьёй из принадлежащего на праве собственности жилого помещения, в результате голосования по программе реновации, не отвечает публичному интересу, нарушило его право на уважение жилища, поскольку Правительство Москвы не предоставило административному истцу право на замену жилья и не гарантировало право на предоставление временного жилья в том же районе;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статьям 2, 3, 7, 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующим со стороны государства соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; выражение власти народа посредством участия в референдуме. Правительство Москвы, приняв оспариваемое постановление, автоматически лишило административного истца и других жителей города Москвы права на участие в референдуме по вопросу проведения реновации в городе Москве, право свободного выбора, а также социальных благ и государственных гарантий;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод и правовым позициям Европейского суда по правам человека, статье 15 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 36 Конституции Российской Федерации, так как лишает административного истца и других жителей в городе Москве права на земельный участок под многоквартирным жилым домом, по мотиву признания дома "морально" устаревшим и подлежащим сносу;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 42 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП поставило административного истца и других жителей города Москвы на порог экологической катастрофы, в новых домах, куда предполагается переселение граждан, не будет той благоприятной экологической среды, которая сейчас имеется в домах;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статьям 42 и 55 Конституции Российской Федерации, так как не только отменяет и умаляет основные права и свободы жителей города Москвы, но и не предусматривает судебной защиты прав граждан от программы реновации;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статей 3, 13, 130, 235, 288, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым квартира является отдельным объектом недвижимого имущества, который может находиться в собственности гражданина. При этом никому, кроме как самому собственнику, в соответствии с нормами гражданского законодательства о праве собственности не может принадлежать право распоряжения такой квартирой. Квартира не образует состав общего имущества собственников многоквартирного дома. Владение, пользование и распоряжение квартирой, а также земельным участком, на котором расположен жилой дом, принадлежит собственнику. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. Такого основания прекращения права собственности на квартиру, как голосование по "программе реновации", законом не предусмотрено;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку оспариваемое постановление лишает административного истца и других жителей города Москвы не только права на квартиры, но и прав на земельный участок, на которых расположены жилые дома;
- оспариваемый нормативный правовой акт нарушает положения статей 15, 16, 16.1, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает обязанность Правительства Москвы выплачивать гражданам справедливую и разумную компенсацию за ущерб, причиненный посредством изъятия для государственных нужд квартир, находящих в частной собственности, а также общего имущества собственников многоквартирного жилого дома и расположенного под ним земельного участка;
- оспариваемый нормативный правовой акт нарушает положения статей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 44 Жилищного кодекса РФ, согласно которым голосование по программе реновации не отнесено к компетенции общего собрания собственников, что влечет ничтожность принятых решений на общих собраниях собственников;
- оспариваемый нормативный правовой акт нарушает положения статьи 62 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 2 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", статьи 7 Закона города Москвы от 27 января 2010 г. N2 "Основы жилищной политики города Москвы", Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", поскольку не соответствует действующему в настоящее время законодательству, фактически действие обжалуемого постановления направлено на будущее, его положения являются неопределенными, что недопустимо. Из текста оспариваемого нормативного правового акта следует, что оно принято в целях выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Однако, в настоящее время ни федеральным законодательством, ни законодательством города Москвы, ни законодательством иных субъектов Российской Федерации не содержится определение понятия "реновация жилищного фонда" и общих правил "реновации жилищного фонда". Программа реновации жилищного фонда не принята, не существует определения такой программы, ее формы и содержания, сроков и порядка принятия решения о реновации жилищного фонда, порядка ее осуществления. Также не определены органы, осуществляющие данную программу, контролирующие ее исполнение. Отсутствуют критерии определения объектов капитального строительства, подлежащих сносу в соответствии с программой реновации жилищного фонда, случаи и формы выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда. Соответственно в настоящий момент времени такой программы на территории Российской Федерации нет и никогда не было. Оспариваемый нормативный правовой акт учитывает мнение только населения многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, следовательно, не учитывает мнение всего населения города Москвы. Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП фактически направлено не на выявление и учет мнения населения, а на проведение голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, что является недопустимым и противоречит целям принятия оспариваемого нормативного правового акта. Выявление мнения населения города Москвы возможно только путем проведения консультативных и иных опросов, публичных слушаний, обсуждения городских и местных проблем в средствах массовой информации. Голосование, как форма выявления мнения населения, не предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, случаи и формы выявления мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда возможны только при наличии самой программы. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт утверждает порядок голосования в целях последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
- оспариваемый нормативный правовой акт нарушает положения статей 7 и 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения которых не предусматривают возможность проведения голосования по программе реновации в МФЦ, сети "Интернет", активном гражданине и прочих;
- оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 76 Конституции Российской Федерации, статьям 3, 3.1, 21, 22, 26.1, 27 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьям 239.2, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации, исключающим из компетенции Правительства Москвы полномочия на принятие данного постановления. Так оспариваемый нормативный правовой акт влечет правовые последствия, поскольку по результатам голосования многоквартирные дома войдут в пока несуществующую программу, проект которой также отсутствует, и будут снесены, что приведет к изъятию жилых помещений, прекращению на них права собственности, выселению граждан из этих жилых помещений по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством, а также прекращению права собственности на общее долевое имущество многоквартирного дома и права собственности на долю в земельном участке под многоквартирным домом. В настоящее время в соответствии со статьями 239.2, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 49 Земельного кодекса Российской Федерации снос многоквартирного дома и прекращение права собственности на жилые помещения, расположенные в нем, возможен только в случае признания этого дома аварийным, либо в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях и только по основаниям, предусмотренным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации и иным основаниям, предусмотренным только федеральным законодательством. Соответственно, Правительство Москвы незаконно установило в отдельно взятом субъекте Российской Федерации новый, не предусмотренный федеральным законодательством способ прекращения права собственности на недвижимое имущество посредством голосования по программе реновации. Таким образом, введение нового вида изъятия имущества не отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации. Положения статьей 3, 3.1, 21, 22, 26.1, 27 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривают полномочия Правительства Москвы в части реализации программы реновации жилищного фонда города Москвы.
В судебном заседании административный истец Пархоменко А.Г., имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных административных исковых заявлениях.
Представители административных ответчиков Правительства Москвы и Мэра Москвы Собянина С.С. - Корчемагина Е.Н., Стужина Т.А., Ланда В.М., Сараев Д.В., действующие на основании доверенностей и имеющие высшее юридическое образование, не признали административные исковые требования и просили отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру N* по адресу: *. Указанный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Административный истец проголосовал против включения данного жилого дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца и предоставляет ему право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Разрешая вопрос о соблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе полномочия Правительства Москвы на принятие данного нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.
Из преамбулы оспариваемого постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" усматривается, что его положения приняты в целях выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Пунктом 1 названного постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП утвержден Порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее Порядок голосования), согласно пункту 1.1 которого указанный Порядок голосования определяет:
- правила голосования для последующего включения в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве многоквартирных домов, включенных в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию (далее перечень),
- а также определяет правила подведения итогов указанного голосования.
Положения пунктов 1.4, 1.5 названного Порядка голосования предусматривают, что голосование проводится путем выражения участниками голосования своего мнения с использованием электронных сервисов, создаваемых в рамках проекта "Активный гражданин", включая использование сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, мобильного приложения проекта "Активный гражданин", и иных информационных сервисов, используемых для обеспечения функционирования проекта "Активный гражданин", либо в любом многофункциональном центре предоставления государственных услуг в районе или поселении города Москвы "Мои документы" независимо от места жительства голосующих граждан (пункт 1.4). Участники голосования в период проведения голосования вправе голосовать повторно (пункт 1.5).
Согласно пункту 2.1 Порядка голосования, в голосовании вправе принять участие следующие участники голосования: граждане - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (пункт 2.1.1); наниматели по договору социального найма жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в перечень (пункт 2.1.2); юридические лица - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (за исключением жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма) (пункт 2.1.3).
Разделом 3 Порядка голосования установлен порядок электронного голосования в рамках проекта "Активный гражданин".
Пунктом 4.1 Порядка голосования предусмотрено, что участникам голосования в центре госуслуг предоставляется доступ к перечню с возможностью выбрать многоквартирный дом, жилое помещение в котором находится в собственности участника голосования или предоставлено ему по договору социального найма, и проголосовать "за" или "против" включения этого многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Положения раздела 5 Порядка голосования содержат нормы, регулирующие доступ к информации об электронном голосовании в рамках проекта "Активный гражданин".
Разделом 6 Порядка голосования регламентирован порядок подведения итогов голосования, согласно которому подведение итогов голосования по каждому многоквартирному дому, включенному в перечень (за исключением многоквартирных домов, в которых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления) проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме), осуществляется в два этапа (пункт 6.1):
- на первом этапе определяются итоги голосования по каждой квартире в многоквартирном доме, включенном в перечень, для чего по каждой квартире производится поквартирный подсчет учтенных в соответствии с Порядком мнений участников голосования после подтверждения их права на участие в голосовании (пункты 6.2, 6.3). В случае наличия только одного собственника квартиры или нанимателя по договору социального найма, принявшего участие в голосовании, при подведении итогов голосования учитывается его мнение (пункт 6.4). В случае если в голосовании приняли участие только часть собственников квартиры (части квартиры) и (или) нанимателей по договору социального найма, то при подведении итогов голосования учитывается мнение только принявших участие в голосовании (пункт 6.6). В иных случаях результатом голосования по одной квартире принимается простое большинство мнений, высказанных всеми принявшими участие в голосовании участниками голосования, которые являются собственниками квартиры (части квартиры) и (или) нанимателями по договору социального найма (пункт 6.7). В случае равного распределения мнений (голосов) в отношении одной квартиры голосование по такой квартире не учитывается и в подведении итогов голосования не принимается (пункт 6.8);
- на втором этапе определяются итоги голосования в целом по многоквартирному дому, включенному в перечень. При этом определенный в соответствии с настоящим Порядком результат голосования по одной квартире равен одному голосу (пункт 6.9). Голоса квартир, ни один из собственников или нанимателей по договору социального найма которых не принял участие в голосовании, учитываются пропорционально голосам квартир, которые учитываются как проголосовавшие "за" или "против" (пункт 6.9(1)). Многоквартирный дом считается поддержанным для включения в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве в случае, если число квартир, проголосовавших "за включение" многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, включая квартиры, указанные в пункте 6.9(1) настоящего Порядка, превышает 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме, уменьшенного на число квартир, указанных в пункте 6.8 настоящего Порядка (пункт 6.10). Общие итоги голосования подводятся с участием Общественной палаты города Москвы (по согласованию) (пункт 6.12).
Разделом 7 Порядка голосования регулируется учет итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в частности пунктом 7.1 предусмотрено, что при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве учитываются многоквартирные дома:
- если число квартир, проголосовавших "за включение" многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с пунктом 6.10 настоящего Порядка, превышает 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме (пункт 7.1.1);
- если на общем собрании собственников помещений которых, проведенном в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления), решение о поддержке включения их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме независимо от нахождения многоквартирного дома в перечне (пункт 7.1.2).
Кроме того, пунктом 2.1 оспариваемого постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП предусмотрено, что голосование для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве проводится в период с 15 мая по 15 июня 2017 г.
Согласно пункту 2.2 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП голосование проводится только в отношении многоквартирных домов, включенных в размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
При этом в пункте 2.3 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП закреплено, что кроме голосования в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего постановления, собственники помещений в многоквартирном доме, включенном в перечень, указанный в пункте 2.2 настоящего постановления, вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в период с 15 мая по 15 июля 2017 г., но не позднее дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве", общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Решение о согласии с включением многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме.
Положения пункта 2.4 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП предусматривают, что протокол указанного в пункте 2.3 настоящего постановления общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен быть представлен в управу соответствующего района города Москвы (на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы - в префектуру данных административных округов) в срок не позднее 20 июля 2017 г.
Согласно пункту 2.5 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП результаты проведения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме учитываются при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве и имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.
На момент принятия указанного оспариваемого нормативного правового акта действующее федеральное законодательство не содержало понятий "реновация жилищного фонда", "программа реновации".
Однако в постановлении Правительства Москвы от 21 января 2003 г. N28-ПП "О программе капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки начиная с 2003 года и основных объемных показателях на 2003-2004 годы" закреплено следующее понятие "реновации жилищного фонда" - замена не подлежащего сохранению жилищного фонда путем его сноса и капитального жилищного строительства на высвобождаемой территории. В постановлении Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Жилище" на 2012 - 2018 годы" также используется понятие "реновации существующей жилой застройки" наряду с понятием реконструкции и капитального ремонта.
Частью 1 статьи 1 Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. N14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" (статья 1 действует с 18 мая 2017 г. на основании статьи 12 названного Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. N14) предусмотрены следующие понятия:
реновация жилищного фонда в городе Москве - совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
программа реновации - нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.
Из пояснений представителей административных ответчиков следует, что в настоящее время программа реновации не принята Правительством Москвы. Именно в целях разработки проекта программы реновации и принятия данного нормативного правового акта, который определяет перечень многоквартирных домов, подлежащих реновации, и принято оспариваемое постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Положения пунктов "в", "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусматривают нахождение в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросов жилищного, земельного законодательства; вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
В соответствии со статьёй 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработку и реализацию региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно пунктам 9, 10, 12, 13 части 1 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится, в том числе: регулирование градостроительной деятельности; решение вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления города Москвы; решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры; владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; развитие городской инфраструктуры и обеспечение единства городского хозяйства.
При этом в силу статей 5, 9 и 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы возглавляет Мэр Москвы. Правительство Москвы принимает постановления, которые подписываются Мэром Москвы, а в его отсутствие - лицом, осуществляющим его полномочия в соответствии с указом Мэра Москвы.
Положения статей 2, 13, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О правительстве Москвы" предусматривают, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Таким образом, действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, который также осуществляет полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов по регулированию градостроительной деятельности и землепользованию.
Как указывалось выше, программа реновации не принята, в настоящий момент разрабатывается ее проект. Однако из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что именно в целях подготовки, формирования проекта программы реновации, включения в него многоквартирных домов, подлежащих реновации, и принят оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" направлено на реализацию субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москва предоставленных ему федеральным законодателем прав по осуществлению градостроительной деятельности и прав землепользования. При этом Правительство Москвы является органом, который обладает полномочиями и компетенцией на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы и, как указывалось выше, опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", а также размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы".
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП принято с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, в том числе с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Правительства Москвы на принятие данного нормативного правового акта, по форме и процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил его введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Статьей 1 Протокола N1 от 20 марта 1952 года Конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашено право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Статьями 2, 7, 9, 15, 17-18, 25, 35, 36, 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9). Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (статья 25). Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (статья 35). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36). Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 40).
При этом положениями федерального законодательства, в частности статьями 8,15, 235, 239.2, 279, 280, 281, 283, 288-290, 687, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1-3, 10, 12-14, 30-32, 35-36, 44, 46, 67, 69, 79, 83-90 Жилищного кодекса РФ, статьями 3, 9-11, 15-19, 25, 35, 39.1, 39.20, 40, 44, 49, 52, главой VII, статями 60-64 Земельного кодекса Российской Федерации урегулированы порядок и правовые основания возникновения и прекращения права собственности граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, в том числе на квартиру (долю в праве), землю, долю в общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома; основания возникновения и прекращения права пользования жилым помещением по договору социального найма; основания и порядок сноса многоквартирных домов; изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП соответствует приведенным нормам международного права, Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, поскольку положения оспариваемого нормативного правового акта не содержат правовых норм, которые регулируют, устанавливают основания и порядок прекращения права собственности граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, в том числе права собственности на квартиру (долю в праве), на землю, долю в общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома; основания возникновения и прекращения права пользования жилым помещением по договору социального найма; основания и порядок выселения граждан из жилых помещений; основания и порядок сноса многоквартирных домов; изъятие имущества; изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Оспариваемый нормативный правовой акт направлен на выявление и учет мнения конкретной категории граждан - собственников жилых помещений (части жилых помещений) и нанимателей по договору социального найма жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, - по вопросу возможности, поддержания, включения многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Так, в преамбуле и в пункте 2.1 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП прямо указано, что голосование проводится "в целях выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве", "для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве". Разделом 7 Порядка голосования предусмотрены условия учета многоквартирных домов "при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве". При этом согласно пункту 1.5 Порядка голосования участники голосования в период проведения голосования вправе голосовать повторно, то есть участники могут пересмотреть свое мнение.
Необходимо отметить, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит правовых норм, обязывающих собственников жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных жилых домах, включенных в перечень; нанимателей по договору социального найма; юридических лиц, собственников жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных жилых домах - участвовать в голосовании.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, нарушает и умаляет основные права и свободы граждан на жилище, право свободно выбирать место своего жительства, права на благоприятную экологическую среду, права собственности граждан на жилое помещение, квартиру, на долю в общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома, на землю, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Действительно, положения пунктов 2.3, 2.(1), 2.4, 2.5 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП регламентируют возможность проведения собственниками помещений в многоквартирном доме, включенном в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. При этом в пункте 2.3 оспариваемого нормативного правового акта прямо предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно проводиться в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а решение о согласии с включением многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме. Указанные положения оспариваемого постановления Правительства Москвы соответствуют требованиям статей 44 - 46 Жилищного кодекса РФ, как по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном дом, так и по порядку, форме проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также по порядку голосования и принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Необходимо отметить, что оспариваемый нормативный правовой акт не содержит правовых норм, обязывающих собственников помещений в многоквартирном доме проводить общее собрание по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Следовательно, именно собственники помещений в многоквартирном доме принимают решение о согласии (не согласии) с включением многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, что в полной мере соответствует приведенным выше нормам международного права, Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, участники совместной собственности сообща владеют и пользуются общим имуществом, распоряжение общим имуществом осуществляется посредством участия в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принятия соответствующих решений.
С учетом изложенного являются необоснованными доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП противоречит положениям статей 9, 25, 35, 36, 40 Конституции Российской Федерации, статей 15,16, 16.1, 181.5, 239.2, 279, 288-290, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права граждан на долю в общем имуществе собственников многоквартирного жилого дома, включенного в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а также права на земельный участок под многоквартирным жилым домом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом согласно статье 2 названного Федерального закона к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 60 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" жители города Москвы осуществляют власть непосредственно, участвуя в референдумах и выборах, используя право законодательной инициативы, в иных формах непосредственной демократии в порядке, установленном федеральными законами и законами города Москвы.
Оспариваемое постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП не содержит правых норм, регулирующих вопросы местного значения, как это предусмотрено в приведенных положениях статей 2, 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 60 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы". Вследствие этого являются несостоятельными доводы административного истца относительно необходимости проведения референдума в целях выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Положения пунктов 1.1, 1.4, 1.5, разделов 6 и 7 оспариваемого Порядка голосования предусматривают, что выявление и учет мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве осуществляется посредством проведения голосования. Согласно пункту 1.4 оспариваемого Порядка голосования под "голосованием" понимается - выражение участниками голосования своего мнения с использованием электронных сервисов, создаваемых в рамках проекта "Активный гражданин", включая использование сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, мобильного приложения проекта "Активный гражданин", и иных информационных сервисов, используемых для обеспечения функционирования проекта "Активный гражданин", либо в любом многофункциональном центре предоставления государственных услуг в районе или поселении города Москвы "Мои документы" независимо от места жительства голосующих граждан.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Положения статьи 62 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусматривают, что в целях выявления мнения населения города Москвы Московская городская Дума, Мэр Москвы, Правительство Москвы, территориальные органы исполнительной власти города Москвы по вопросам жизни города Москвы, органы местного самоуправления по вопросам местного значения вправе проводить консультативные и иные опросы, публичные слушания, обсуждения городских и местных проблем в средствах массовой информации.
Согласно статье 1 Закона города Москвы от 25 июня 1997 г. N21 "О консультативном опросе граждан в районе города Москвы" консультативный опрос граждан является формой привлечения населения к управлению делами района города Москвы и города. Опрос проводится районной Управой с целью выявления мнения жителей по проектам правовых и нормативных актов и учета их интересов по вопросам местной жизни.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что выявление и учет мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве посредством проведения голосования, предусмотренного оспариваемым нормативным правовым актом, не является опросом граждан, поскольку в силу части 1 статьи 31 названного Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ опрос носит рекомендательный характер, тогда как положения пункта 7.1 Порядка голосования предусматривают учет результатов голосования при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
При этом суд учитывает, что выявление и учет мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве посредством проведения голосования, предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП, не противоречит статье 1 Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. N14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", согласно которой в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации. Федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва не содержит нормативных правовых актов, запрещающих такую форму выявления мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда.
С учетом изложенного не нашли своего подтверждения доводы административного истца о противоречии оспариваемого постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 62 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статье 7 Закон города Москвы от 27 января 2010 г. N2 "Основы жилищной политики города Москвы" по вопросам установления формы и порядка выявления и учета мнения населения по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда.
В соответствии с разделом 2 оспариваемого Порядка голосования, в голосовании вправе принять участие: граждане - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (пункт 2.1.1); наниматели по договору социального найма жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в перечень (пункт 2.1.2); юридические лица - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (за исключением жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма) (пункт 2.1.3). Приведенные нормы права соответствуют пункту 2.2 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП, согласно которому голосование проводится только в отношении многоквартирных домов, включенных в размещенный на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт направлен на выявление и учет мнения определенной категории населения и в отношении определенного перечня многоквартирных домов, являются необоснованными доводы административного истца о необходимости выявления и учета мнения всего населения города Москвы по вопросам реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
С учетом анализа положений оспариваемого постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП суд приходит к выводу, что его положения влекут правовые последствия в виде учета (или не учета) многоквартирных домов при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве, что не противоречит нормам международного права, Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству по приведенным выше основаниям. Более того, оспариваемый нормативный правовой акт направлен на реализацию положений статей 1 и 3 Закона города Москвы от 17 мая 2017 г. N14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", предусматривающих возможность включения в проект программы реновации только многоквартирного дома, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Таким образом, принятие программы реновации, которая является нормативным правовым актом, является следствием проведения голосования по выявлению и учету мнения населения по вопросам реализации программы реновации, по вопросу поддержания включения многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы административного истца о том, что выявление и учет мнения населения по вопросам реализации программы реновации является незаконным в отсутствии утвержденной программы реновации, что оспариваемое постановление Правительства Москвы является неопределенным и вызывает неоднозначное толкование.
На основании изложенного постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП полностью соответствует нормам международного права, Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, принято Правительством Москвы с соблюдением компетенции и полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Пархоменко АГ в удовлетворении административных исковых требований к Правительству Москвы, Мэру Москвы Собянину Сергею Семеновичу о признании недействующим полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", в редакции постановления Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N260-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП", постановления Правительства Москвы от 1 июня 2017 г. N326-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП", постановления Правительства Москвы от 14 июня 2017 г. N363-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N245-ПП".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 20 июня 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.