Решение Московского городского суда от 22 мая 2017 г. N 7-4547/17 Судья Дубков К.Ю. дело N 7-4547
Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГБУ "Московские ярмарки" Садовниковой М.А. на решение судьи Никулинского районного суда г.Москвы от 13 марта 2017 г. которым постановлено:
Постановление Главного государственного санитарного врача по г.Москве в ЗАО г.Москвы Шушериной Т.Ф. N *** от 24 июня 2016 года в отношении ГБУ "Московские ярмарки" оставить без изменения, а жалобу защитника Карпенко Д.В. - без удовлетворения.
установил:
24 июня 2016 года Главным государственным санитарным врачом по г.Москве в ЗАО г.Москвы Шушериной Т.Ф. вынесено постановление, которым ГБУ "Московские ярмарки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ***.
Не согласившись с указанным постановлением защитник ГБУ "Московские ярмарки" подал жалобу в суд, указывая его незаконность и необоснованность.
Решением судьи Никулинского районного суда г.Москвы от 13 марта 2017 г. вышеназванное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, защитник ГБУ "Московские ярмарки" подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит об отмене состоявшихся по делу решения судьи и постановления должностного лица, ссылаясь на то, что ГБУ "Московские ярмарки" не является субъектом вмененного административного правоанрушения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника ГБУ "Московские ярмарки" Карпенко Д.В., поддержавшей доводы жалобы и пояснившей, что в данном случае за отсутствие головного убора у продавца должен привлекаться индивидуальный предприниматель чей товар продает продавец на ярмарке, опросив свидетеля - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве Петросьянц Н.М., возражавшую против отмены решения судьи и постановления должностного лица, проверив доводы жалобы, нахожу состоявшиеся по делу решение судьи и постановление должностного лица подлежащими отмене по следующим основаниям.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Согласно п. 13.5 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" работники организации торговли обязаны перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17 июня 2016 года в 18 часов 00 минут по адресу: ***, при проведении внеплановой выездной проверки на ярмарке выходного дня, организованной ГБУ "Московские ярмарки" были выявлены нарушения требований действующих санитарных правил: у продавцов отсутствуют головные уборы. По результатам проверки 24 июня 2016 года Главным государственным санитарным врачом по г.Москве в ЗАО г.Москвы Шушериной Т.Ф. вынесено постановление, которым ГБУ "Московские ярмарки" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.
Как следует из решения судьи, оставляя без изменения постановление должностного лица и отказывая в удовлетворении жалобы заявителя, судья пришел к выводам, что доводы жалобы о том, что ответственность за указанное нарушение должны нести участники ярмарки опровергаются ст. 14 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", согласно которой управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест и продавцами требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и что при таких обстоятельствах, действия ГБУ "Московские ярмарки" по ст.6.3 КоАП РФ квалифицированы правильно.
С такими выводами судьи районного суда нельзя согласиться.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона судьей районного суда нарушены, требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены не были.
Во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 15.12.2016 N 758-РП "Об изменении ведомственного подчинения Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы" Московский городской центр реализации фестивальных и конкурсных программ" на ГБУ "Московские ярмарки" возложены функции по организации и проведению ярмарочных и фестивальных мероприятий на территории города Москвы.
В своей деятельности ГБУ "Московские ярмарки" руководствуется постановлением Правительства Москвы от 04.05.2011 г. N 172-1111 "Об утверждении порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы". ГБУ "Московские ярмарки" является организатором ярмарок выходного дня на территории города Москвы.
Согласно п. 25.9. Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы, организатор ярмарки выходного дня в соответствии с выпиской из Реестра решений осуществляет проверку организации и проведения ярмарки, в том числе:
- фактического присутствия участника ярмарки на месте для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в указанный в выписке из Реестра решений торговый период;
- фактического наличия у участника ярмарки документов, указанных в пункте 41 настоящего Порядка;
- соблюдения участником ярмарки ассортиментной специализации по группе товаров, указанной в выписке из Реестра решений;
- соответствия участника ярмарки сведениям, содержащимся в Выписке из Реестра решений.
В соответствии 25.10 Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы, по факту выявленных нарушений администратор ярмарки выходного дня составляет акт проверки, который вносится в единую городскую автоматизированную систему информационного обеспечения и аналитики потребительского рынка (ЕГАС СИОПР). Внесение акта в систему является основанием для отзыва у участника ярмарки предоставленного ему места. Иными полномочиями в отношении участников ярмарки выходного дня учреждение в лице администраторов ярмарки выходного дня не обладает.
Судья не учел, что продажу товаров на ярмарках выходного дня осуществляют юридические, физические лица, индивидуальные предприниматели, которые на портале государственных услуг подали заявку на предоставления им места на ярмарке выходного дня и что участники ярмарки не являются работниками ГБУ "Московские ярмарки", в трудовых отношениях с учреждением не состоят. Участники ярмарки выходного дня (физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели) являются самостоятельными субъектами публичных правоотношений и самостоятельно несут ответственность за несоблюдение законодательства Российской Федерации.
Нахожу обоснованным довод жалобы о том, что контролирующим органом допущено нарушение действующего законодательства при наложении штрафа на учреждение, а не на участника ярмарки, т.к. продавец, осуществляющий продажу товаров на ярмарке выходного дня, состоит в трудовых отношениях с участником ярмарки и участник ярмарки самостоятельно осуществляет продажу, участник ярмарки обладает правоспособностью, самостоятельно несет ответственность за несоблюдение действующего законодательства и что контролирующий орган, неправильно истолковав нормы материального права, неверно определил субъект административного правонарушения.
Кроме того, судья, вынося решение об отказе в удовлетворении жалобы, применил Федеральный закон от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", не подлежащий применению в данном случае, так как он не распространяет свое действия на учреждение, которое не является управляющей компанией рынка.
Указав в решении на ст. 14 Федерального закона от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", согласно которой управляющая рынком компания обеспечивает соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, судья не принял во внимание, что указанный федеральный закон не регулирует деятельность ярмарок выходного дня, сфера действия настоящего закона распространяется на отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.
При изложенных выше обстоятельствах, подтвержденных объективными письменными доказательствами, вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ГБУ "Московские ярмарки" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, является необоснованным.
Таким образом, прихожу к выводу, что решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по данному делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ГБУ "Московские ярмарки" состава вмененного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Никулинского районного суда г.Москвы от 13 марта 2017 г. и Постановление Главного государственного санитарного врача по г.Москве в ЗАО г.Москвы Шушериной Т.Ф. N *** от 24 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ в отношении ГБУ "Московские ярмарки" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.