Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковелина Д.Е.,
судей
Фефеловой З.С.,
Кучеровой Р.В.
при секретаре судебного заседания Емшановой А.И., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Черемышское", Администрации Пышминского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика Администрации Пышминского городского округа на решение Камышловского районного суда ... от ( / / ).
Заслушав доклад судьи ( / / )1, объяснения прокурора ( / / )5, судебная коллегия
установила:
... обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства "Черемышское" (МУП ЖКХ "Черемышское") и Администрации Пышминского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что ... во исполнение задания прокуратуры ... от ( / / )N "О проведении проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами" проведен комплекс проверочных мероприятий в вышеуказанной области правоотношений в отношении МУП ЖКХ "Черемышское". Установлено, что МУП ЖКХ "Черемышское" осуществляет деятельность в сфере оборота твёрдых бытовых отходов со следующих населённых пунктов: ... Бытовые отходы транспортируются на полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный в 2 километрах от ... в западном направлении на расстоянии 150 метров от дороги ... Выявлено, что МУП ЖКХ "Черемышское", Администрация Пышминского городского округа нарушают нормы действующего законодательства в сфере регулирования тарифов в области обращения с отходами, разработки и реализации инвестиционных программ. МУП ЖКХ "Черемышское" инвестиционная программа на 2016 год не разработана, меры к разработке данной программы не принимаются, но с января 2016 года организация продолжает оказывать услуги.
Администрацией Пышминского городского округа не разработано техническое задание на формирование инвестиционной программы. Действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по разработке для муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса технических заданий для формирования инвестиционной программы, а для организаций коммунального комплекса обязанность по формированию инвестиционной программы. Данное бездействие Администрации Пышминского городского округа, а также МУП ЖКХ "Черемышское", не позволяет создать благоприятные условия для эффективной реализаций полномочий в сфере оказания населению услуг в сфере оборота твёрдых бытовых отходов в необходимом объёме, высокого качества, а также экологической безопасности объектов, используемых для утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов. Кроме того, неисполнение норм действующего законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений не позволит повысить качество реформирования жилищно-коммунальной сферы путём формирования эффективного управления коммунальным комплексом, привлечения инвестиций.
... просит признать бездействие Администрации Пышминского городского округа по неразработке и неутверждению технического задания на разработку инвестиционной программы для МУП ЖКХ "Черемышское" незаконным, обязать Администрацию Пышминского городского округа в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу разработать и в течение одного месяца после разработки утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы для МУП ЖКХ "Черемышское", обязать МУП ЖКХ "Черемышское" в течение трех месяцев со дня получения технического задания, утверждённого администрацией Пышминского городского округа, разработать и внести на утверждение Думы Пышминского городского округа инвестиционную программу.
Решением Камышловского районного суда ... от ( / / ) исковые требования прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ "Черемышское", Администрации Пышминского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация Пышминского городского округа просит решение суда отменить. Продолжает настаивать на доводах, которые, по его мнению, безосновательно отклонены судом первой инстанции. Считает, что судом нарушены нормы материального права.
Прокурор ( / / )5 возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным, поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу.
Ответчики МУП ЖКХ "Черемышское", Администрация Пышминского городского округа в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, им были направлены судебные извещения по адресам, имеющемуся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru.
Лица, участвующие в деле, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, уважительных причин неявки в суд не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в обжалуемой части, в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что МУП ЖКХ "Черемышское" осуществляет деятельность по вывозу, размещению и переработке твердых отходов.
Распоряжением администрации Пышминского городского округа N от ( / / ) и договором аренды земельного участка N от ( / / ) за МУП ЖКХ "Черемышское" на праве хозяйственного ведения закреплен полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный в 2 километрах от ... в западном направлении на расстоянии 150 метров от дороги ...
В ходе проверки установлено, что МУП ЖКХ "Черемышское" осуществляет услуги в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами со следующих населённых пунктов: ... Бытовые отходы транспортируются на полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный в 2 километрах от ... в западном направлении на расстоянии 150 метров от дороги р ... -д.Нагибино, что подтверждается сведениями МУП ЖКХ "Черемышское".
Судом установлено, что Администрацией Пышминского городского округа до настоящего времени не разработано и не утверждено техническое задание для формирования инвестиционной программы, МУП ЖКХ "Черемышское" не разработана инвестиционная программа и не внесена на утверждение Думы Пышминского городского округа, что не оспаривается представителями ответчиков в судебном заседании.
Руководствуясь нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", положениями Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 N 99, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора. Данный вывод подробно мотивирован, основан на законе и материалах дела.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что невыполнение требований федерального законодательства ответчиком МУП ЖКХ "Черемышское", деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую среду, и бездействие Администрации Пышминского городского округа не позволяют создать благоприятные условия для эффективной реализации полномочий в сфере оказания услуг населению в сфере оборота твердых бытовых отходов в необходимом объеме, высокого качества, а также экологической безопасности объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ) в полномочия представительных органов муниципальных образований в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса входит утверждение технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Статьей 11 названного закона определено, что инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и формируемой в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса. Подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Представительный орган муниципального образования рассматривает и утверждает инвестиционную программу организации коммунального комплекса, устанавливает надбавку к ценам (тарифам) для потребителей.
Проанализировав приведенные правовые нормы применительно к установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Администрацию Пышминского городского округа обязанности в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу разработать и в течение одного месяца после разработки утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы для МУП ЖКХ "Черемышское".
Довод апелляционной жалобы относительного того, что с ( / / ) полномочие по организации сбора (в том числе раздельного сбора), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является полномочием только субъектов Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельным по следующим основаниям.
С 01.01.2016 вступили в силу изменения в статьи 6 и 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", внесенные Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (статья 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ). Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5, 6 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Перераспределение полномочий в сфере обращения с отходами между органами местного самоуправления и органами государственной власти не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Органы местного самоуправления городского округа в целях надлежащего исполнения возложенных на них законом обязанностей по участию в организации деятельности по сбору (в том числе, раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов должны осуществлять соответствующее взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации работ по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы. Между тем, относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что такие меры предпринимались Администрацией Пышминского городского округа, в материалы дела не представлено.
Нарушения или неправильное применение норм материального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущены, постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышловского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Пышминского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий: Д.Е. Ковелин
Судьи: З.С. Фефелова
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.