Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Пименовой С.Ю.,
судей Протасовой М.М.,
Мазановой Т.П.
при секретаре Шевелевой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пуховой Т.В. к товариществу собственников жилья "Наш дом" о возложении обязанности предоставить запрашиваемую информацию, а также информацию, установленную Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 731
по апелляционной жалобе Пуховой Т.В. на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04.05.2017.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пухова Т.В. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать ТСЖ "Наш дом" предоставить ей запрашиваемую информацию, а также информацию, установленную Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N731, возместить ей расходы на оплату услуг по копированию документов.
В обоснование иска Пухова Т.В. указала, что является собственником квартиры ... Управление данным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "Наш дом". 25.03.2016 она обратилась в ТСЖ "Наш дом" с заявлением о предоставлении данных о поставщиках, тарифах, показаниях приборов учета: индивидуальных по счету ... , а также общедомовых расходах на электроэнергию по дому за период с 2011 года по 2015 год. 14.04.2016 была подана повторная претензия в ТСЖ "Наш дом". Однако до настоящего времени ТСЖ "Наш дом" такую информацию истцу не предоставило, тем самым нарушив требования Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731. Требуемая информация не предоставлена ей ни в письменной форме, ни путем опубликования ее на официальном сайте в сети Интернет - www.reformagkh.ru. Анкета многоквартирного дома ... не содержит ряда сведений, обязательных к размещению.
Судом постановленорешение, которым в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Пухова Т.В. указывает на то, что она не имела возможности участвовать в судебном заседании, о чем известила суд и ходатайствовала об отложении рассмотрения дела 04.05.2017, суд изменил ее исковые требования, не принял к сведению ее уточнения, поданные на определение о подготовке дела к рассмотрению, нарушены требования действующего процессуального и материального законодательства, в связи с чем неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда и принятия нового решения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Пухова Т.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Ермолаева Н.В. возразила на доводы апелляционной жалобы, поддержав письменные возражения.
Представитель третьего лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора в Свердловской области в судебное заседание не явился.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Свердловского областного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на них. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных названным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, согласно которому управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
При этом, информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Предусмотрено также, каким путем раскрывается информация:
путем а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
сайт управляющей организации;
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Предусмотрено Постановлением, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами.
Подпунктом "р" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), предусмотрена обязанность управляющих организаций предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
В силу пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право:
- получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б");
- получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г").
Согласно п.п. "е" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Пухова Т.В. является собственником квартиры по адресу: ...
Управление данным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "Наш дом".
25.03.2016 Пухова Т.В. обратилась в ТСЖ "Наш дом" с заявлением, в котором просила предоставить ей письменную информацию о поставщиках, тарифах, показаниях приборов учета: индивидуальные по счету ... , а также общедомовые расходы по дому ... по ... за период с 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 год.
Письмом от 01.04.2016 N 15 ТСЖ "Наш дом" сообщило истцу, что запрашиваемая ею информация будет предоставлена ей в письменном виде в срок до 15.04.2016, разъяснило, что она может ознакомиться с запрашиваемой информацией на сайте "Реформа ЖКХ", а с показаниями индивидуальных приборов учета, информацией по общедомовым нуждам - в ежемесячных квитанциях.
19.04.2016 Пухова Т.В. направила в ТСЖ "Наш дом" претензию, в которой указала, что в связи с непредставлением ответчиком требуемой информации она будет вынуждена обратиться в Государственную жилищную инспекцию с требованием привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности.
В письме от 05.05.2016 ТСЖ "Наш дом" сообщило истцу, что с информацией о поставщиках, тарифах, нормативных правовых актах и другой информацией она может ознакомиться на сайте "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru), на стендах, размещенных в подъездах дома и в офисе ТСЖ "Наш дом" по адресу: ... с показаниями индивидуальных приборов учета, информацией по общедомовым нуждам - в ежемесячных квитанциях, направляемых ТСЖ. Кроме того, в данном письме указано, что, несмотря на отсутствие у ТСЖ обязанности предоставлять потребителям копии документов, ТСЖ для удобства Пуховой Т.В. подготовило копии таблиц начисления по индивидуальным приборам учета по нормативу и ОДН, копии показаний расчетных приборов учета электроэнергии с июля 2014 года по апрель 2016 года, копии сведений показаний приборов учета воды с июля 2014 года по апрель 2016 года, копии карточек регистрации параметров на узлу учета потребителя тепловой энергии с апреля 2014 года по март 2016 года, выписку из Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и, в связи с большим объемом подготовленной информации, предложило получить данные документы в офисе ТСЖ "Наш дом". Также в письме разъяснено, что в случае возникновения вопросов при ознакомлении с предоставленной ТСЖ "Наш дом" информацией Пухова Т.В. может обратиться как в офис ТСЖ, так и непосредственно к председателю ТСЖ с указанием номера телефона.
Указанные документы представлены ответчиком в материалы дела.
Также согласно письму от 24.05.2016 N 19 председателем правления ТСЖ "Наш дом" А. в присутствии собственников квартир ... была предпринята попытка передать перечисленные выше документы лично Пуховой Т.В. по адресу: ... , однако, как указано в отметке на письме, двери никто не открыл, хотя было слышно, что к дверям подходят.
Исходя из данных обстоятельств дела, установленных судом, подтверждающихся материалами дела, судебная коллегия находит возможным согласиться с выводом суда о том, что со стороны ТСЖ "Наш дом" были предприняты все необходимые меры для предоставления Пуховой Т.В. запрашиваемых ею сведений, при этом, Пухова Т.В. не была лишена возможности ознакомиться с запрашиваемыми ею сведениями, что подтверждено исследованными судом и имеющимися в материалах дела доказательствами. Также материалами дела подтверждается, что на письменные обращения истца ответчиком даны письменные ответы. В этой связи суд обоснованно не нашел оснований для дополнительного возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу запрашиваемых сведений.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, правильно установилзначимые по делу обстоятельства судом. Из мотивировочной части решения следует, что суд оценил все доводы истца, в том числе, с учетом уточненного искового заявления, относимость и допустимость доказательств, а также их достаточность. Нарушений норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено, обжалуемое решение постановленосудом первой инстанции с соблюдением положений ст. ст. 2, 5, 8, 10, 12, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Отказ в удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного заседания также не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку Пухова Т.В. была надлежащим образом извещена о дате и времени судебного заседания, имела возможность явиться, что ею не оспаривается, при этом, судом дана надлежащая оценка обстоятельствам, указанным истцом в качестве уважительных причин для неявки, иного истцом не указано. Более того, из материалов дел следует, что слушание дела ранее неоднократно откладывалось судом, в том числе, по ходатайству истца.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку они не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии с установленными в судебном акте обстоятельствами и их оценкой, заявлены без учета требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда апелляционной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены судом первой инстанции либо были отвергнуты судом, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой инстанции, поскольку, как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 13-П).
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 04.05.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пуховой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Пименова С.Ю.
Судьи: Протасова М.М.
Мазанова Т.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.