Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Волковой Я.Ю., судей Федина К.А., Редозубовой Т.Л.
при секретаре Маршихиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора, действующего в интересах Филистеева Сергея Алексеевича, к Администрации муниципального образования "Калиновское сельское поселение" о возложении обязанности
по апелляционному представлению помощника Камышловского межрайонного прокурора Смирновой Н.В., апелляционной жалобе истца на решение Камышловского районного суда Свердловской области от 24.04.2017.
Заслушав доклад судьи Волковой Я.Ю., объяснения прокурора Смольникова Е.В., поддержавшего доводы представления, объяснения истца, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Камышловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования "Калиновское сельское поселение" о возложении обязанности признать Филистеева С.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий (как ветерана боевых действий) и включить его в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета по праву, возникшему до 01.01.2005, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указал, что Филистеев С.А.проходил военную службу по призыву с 18.06.1996 по 04.06.1998, по контракту с 14.11.2001 по 01.07.2002, в период с 22.11.2001 по 22.05.2002 принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики согласно военного билета, справки из военкомата и удостоверения от 14.06.2016, выданного взамен удостоверения от 29.05.2006. Ссылался на то, что Филистеев С.А. имел право на первоочередное получение жилья на основании ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР, Федерального закона от 27.11.2002 N 158-ФЗ, но только на основании удостоверения ветерана боевых действий. По уважительной причине Филистеев С.А. не смог получить удостоверение ветерана боевых действий в срок до 01.01.2005, поскольку проходил стационарное лечение в ... в период с 28.06.2002 по 16.08.2002, с 18.03.2003 по 16.04.2003, с 23.10.2004 по 17.12.2004, с 28.07.2005 по 23.09.2005, затем 04.09.2006 арестован на основании постановления Камышловского городского суда за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ. 03.05.2007 освобожден от уголовной ответственности на основании постановления Свердловского областного суда от 01.03.2007, к нему применены принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения ... , которое он проходил в период с 20.05.2007 по 16.11.2012, с 18.11.2012 по 02.07.2015, с 24.02.2016 по 23.05.2016. Ответчик отказал во включении в Список имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета (далее по тексту - Список) по праву, возникшему до 01.01.2005, приняв истца на учет 01.11.2016 по заявлению, поданному истцом 15.10.2016. Указал, что включение Филистеева С.А. в Список даст ему право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета, в том числе на получение субсидий за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 24.04.2017 в удовлетворении иска Камышловского межрайонного прокурора отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что с 2002 г. по 2005 г. находился на лечении ... , в перерывах между лечениями не мог обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как находился под воздействием лекарств, что подтверждается свидетельскими показаниями медицинских работников. Удостоверение ветерана боевых действий получил в 2016 году, документы необходимые для постановки на учет, не мог собрать самостоятельно в силу заболевания. Ссылается на необоснованность вывода суда о его (истца) работе с 2002 г. по 2005 г. Полагает, что у него была уважительная причина неподачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2015.
В апелляционном представлении помощник Камышловского межрайонного прокурора Смирнова Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование представления указывает, что Филистеев С.А. не мог обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по уважительным обстоятельствам (в связи с наличием заболевания), которые доказаны. Считает несоответствующими обстоятельствам дела выводы суда о работе истца в период с 2002 г. по 2005 г., получении им в этот период удостоверения ветерана боевых действий, возможности подачи заявления о постановке на учет.
В судебное заседание представитель ответчика, представители третьих лиц - Министерства развития и инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области "Фонд жилищного строительства" не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, доказательств уважительности причин неявки не представили. Принимая во внимание положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Филистеева С.А., суд, указывая на положения ч. 2 и ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса российской Федерации, нормы Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 04.02.2014 N236-О, пришел к выводу, что возможность предоставления жилья могла возникнуть у истца как ветерана боевых действий не ранее даты выдачи ему удостоверения и с даты фактического предоставления удостоверения в качестве основания для реализации указанной возможности, не ранее даты подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в жилье, вместе с тем, истец до 01.01.2005 не заявлял о своем праве на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как ветеран боевых действий, на учете на получение жилья не состоял. Указал, что граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Суд указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований истца, поскольку даже при прохождения лечения Филистеев С.А. с 2002 года мог реализовать свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения., так как не был ограничен в дееспособности, работал в это время, у него в период с 2002 г. по 2005 г. были стадии ремиссии заболевания, в течение которых он имел возможность подать заявление о постановке на учет нуждающихся в жилье.
Судебная коллегия с решением суда об отказе в иске соглашается, т.к. оно основано на правильном применении материального закона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, в силу того же подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после ( / / ), согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Такое правовое регулирование, как указал в своем Определении от 04.02.2014 N 236-О Конституционный Суд Российской Федерации, предпринято федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты ветеранов и направлено, в первую очередь, на выполнение государством взятых им на себя ранее обязательств по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых на соответствующий учет до 01.01.2005. С учетом того, что подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования. Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 01.01.2005 имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Учитывая изложенную позицию Конституционного Суда Российской Федерации, следует вывод, что истец, не обращавшийся за постановкой на учет до 01.01.2005, впервые обратившийся за постановкой на учет в 2016 г., не имеет права претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, он обеспечивается жильем на основании правил Жилищного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время (в 2016 г.) истец ответчиком поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем, поэтому права истца на жилищное обеспечение не нарушены, не подлежат судебной защите, поскольку отсутствует установленное законом право истца на обеспечение жильем за счет федерального бюджета при необращении и непостановке на учет до 01.01.2005.
Доводы жалобы и представления прокурора о наличии уважительных причин неподачи истцом заявления о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий и заявления о постановке на учет для обеспечения жильем до 01.01.2005 не могут быть приняты во внимание как не имеющие правового значения: отсутствует предусмотренная законом возможность признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий по праву, возникшему до 01.01.2005.
Дополнительно судебная коллегия отмечает, что сторона истца, в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представила суду доказательств нуждаемости истца в жилье по состоянию на 31.12.2004, таких документов в материалах дела нет, при том, что факт нуждаемости истца в жилье по состоянию на 2016 г. сам по себе не свидетельствует о наличии такой нуждаемости на иной юридически значимый период - до 01.01.2005.
Доводы жалобы истца и представления прокурора о несоответствии обстоятельствам дела выводов суда о работе истца в период с 2002 г. по 2005 г., получении им в этот период удостоверения ветерана боевых действий, не свидетельствуют о незаконности решения суда. Действительно, данных о работе истца в указанный период в материалах дела нет, удостоверение ветерана боевых действий истец получил после 01.01.2005. Вместе с тем, оспоренные в жалобе и представлении выводы суда не привели к принятию незаконного решения, т.к. суд правомерно указал на то, что причины необращения за постановкой на учет до 01.01.2005 правового значения не имеют, истец не вправе претендовать на обеспечение жильем за счет федерального бюджета. Правильное по существу решение суда не может быть отменено по формальным соображениям (ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения суда по доводам жалобы и представления нет.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышловского районного суда Свердловской области от 24.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца, апелляционное представление помощника Камышловского межрайонного прокурора Смирновой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Я.Ю. Волкова
Судья К.А. Федин
Судья Т.Л. Редозубова
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.