Судья Свердловского областного суда Чиркова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 09 августа 2017 года жалобу защитника федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России", Учреждение) Б. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 01 июня 2017 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Ч. от 27 февраля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России" назначено наказание по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
В жалобе защитник Учреждения Б. ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Максимова С.М., прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
При рассмотрении дела установлено, что в Учреждении не проведена специальная оценка условий труда по показателям вредности и опасности на 40 рабочих местах согласно штатного расписания, поэтому работники лишены права на получение достоверной информации об условиях труда на рабочем месте.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела, были выявлены в результате расследования несчастного случая в период с 14 ноября по 11 февраля 2017 года (л.д. N).
Рассматривая настоящее дело, должностное лицо и судья районного суда исходили из того, что в Учреждении по состоянию на 01 января 2014 года не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
Между тем, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о специальной оценке условий труда)).
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.
В силу ч. 6 этой статьи в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Должностным лицом и судьей районного суда положения приведенной нормы не учтены: из материалов дела не усматривается, что при рассмотрении настоящего дела был исследован вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием Учреждения рабочие места, относящиеся к указанным в ч. 6 ст. 10 названного Закона. Сведений о наличии оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, установленных ст. 17 указанного Закона, в рассматриваемом случае также не установлено.
При таких обстоятельствах вывод о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела не подтвержден.
При этом наказание Учреждению, по сути, назначено за непроведение специальной оценки условий труда, следствием чего является неознакомление работников с ее результатами.
Административная ответственность за совершение такого деяния установлена ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая является специальной по отношению к ч. 1 данной статьи.
С учетом изложенного постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными признаны быть не могут, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области от 27 февраля 2017 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 01 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.