Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 06 июля 2017 г. по делу N 33а-343/2017
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Постникова В.Н.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Гордиенко А.Ю., с участием представителя административного истца адвоката Ломкова А.В. и представителя административных ответчиков Галиуллина А.М. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе указанного представителя административного истца на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 20 марта 2017 года по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей отряда пограничного контроля "данные изъяты" пограничного управления ФСБ России по "данные изъяты" (далее - ПУ ФСБ, управление) "звание" Куревлевой Ирины Юрьевны к ПУ ФСБ и жилищной комиссии управления об оспаривании решения о снятии ее с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения представителя административного истца в обоснование доводов жалобы, объяснения представителя административных ответчиков, возражавших против доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ от 13 ноября 2015 года (протокол "номер") Куревлева вместе с ... членами семьи ("данные изъяты") была принята на жилищный учёт в избранном постоянном месте жительства после увольнения с военной службы городе Москве.
После поступления в жилищную комиссию сведений о наличии у Куревлевой и её супруга с 2008 года в общей долевой собственности жилого дома, расположенного в "адрес", жилищная комиссия ПУ ФСБ от 24 декабря 2015 года (протокол "номер") приняла решение о необходимости уменьшения размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению Куревлевой, на площадь находящегося в их собственности жилого дома.
После обращения Куревлевой в июле 2016 года к главе "данные изъяты" района "адрес", его постановлением от 15 июля 2016 года "номер" принадлежащий Куревлевой и ее супругу жилой дом переведён в нежилое помещение.
Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ от 14 декабря 2016 года (протокол "номер") на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, то есть в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, Куревлева снята с учёта в избранном месте жительства.
Полагая свои права нарушенными, Куревлева через своего представителя Ломкова обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение жилищной комиссии ПУ ФСБ от 14 декабря 2016 года (протокол "номер") о снятии ее с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в избранном месте жительства - в городе Москве, а также возложить на начальника ПУ ФСБ обязанность отменить указанное решение жилищной комиссии и рассмотреть вопрос о предоставлении ей жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
К данному выводу суд пришел на том основании, что наличие у Куревлевой в собственности жилого помещении, расположенного в "адрес", в силу подпункта "а" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее - Правила учета), а также суммарная общая площадь всех жилых помещений, находящихся в пользовании административного истца препятствовали принятию её на жилищный учёт и с учётом положений части 2 статьи 51 ЖК РФ.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Ссылаясь на обстоятельства дела и мотивировочную часть решения суда первой инстанции, автор жалобы утверждает, что Куревлева не представляла в жилищную комиссию ПУ ФСБ каких - либо документов, содержащих данные, не соответствующие действительности.
По мнению Ломкова, вывод суда первой инстанции о неправомерности принятия Куревлевой на жилищный учет в ноябре 2015 года является не основанным на материалах дела.
Основываясь на положениях части 3 статьи 49 ЖК РФ, пункта 3 статьи 6 и пунктов 1, 5 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", подпункта "и" пункта 7 и пункта 32 Правил учета, пунктов 36, 57 и 59 "Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" - Приложение к приказу ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590 (далее - Правила к приказу ФСБ России N 590), автор жалобы полагает, что при решении вопроса об обеспечении военнослужащего жилым помещением в избранном после увольнения месте жительства, занимаемые им помещения, за исключением находящихся в собственности, учету не подлежат.
Кроме того, представитель административного истца утверждает, что в случае наличия у военнослужащего жилого помещения в собственности, подпункт "а" пункта 10 Правил учета в системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - предоставления жилой площади в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной субъектами Российской Федерации.
По утверждению автора жалобы, наличие в собственности у Куревлевой жилого помещения в "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, позволяло говорить лишь об обеспеченности административного истца и членов ее семьи жильем в размере "данные изъяты" кв.м. на каждого.
Между тем, в соответствии с региональным законодательством, применяемым согласно статье 50 ЖК РФ, учетная норма в городе "адрес" установлена в размере 10 кв.м., что позволяло принять Куревлеву на жилищный учет.
По утверждению Ломкова, принятая на жилищный учет в ноябре 2015 года Куревлева, согласно положениям статьи 55 ЖК РФ, пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 14 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 и пункта 29 Правил к приказу ФСБ России N 590, сохраняла право состоять на таком учете до предоставления жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд полагает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда основываются на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым в решении дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение судебного постановления, судом не допущено.
Согласно материалам дела, Куревлева заключила контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, а потому относилась к категории военнослужащих, которые в период прохождения военной службы имеют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по месту службы.
По месту прохождения военной службы в городе "адрес" Куревлева и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением по договору социального найма, общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Действительно, в соответствии с положениями абзаца 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Куревлева имеет право на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства.
Порядок признания военнослужащих, к категории которых относится и Куревлева, нуждающимися в жилых помещениях регулируется положениями Правил учета, что подтверждено и в "Обзоре практики рассмотрения военными судами дел, связанных с обеспечением военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по избранному месту жительства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 года.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил учета, наличие у военнослужащего в собственности индивидуального жилого дома (квартиры) является безусловным препятствием для признания его нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.
При этом применение указанной нормы не ставится в зависимость от размера жилого дома, имеющегося в собственности на момент постановки военнослужащего на жилищный учет.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением жилищной комиссии ПУ ФСБ от 14 декабря 2016 года (протокол "номер") Куревлева снята с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, то есть в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, поскольку она скрыла наличие у нее в собственности жилого дома в "адрес".
Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела рапортом Куревлевой о принятии ее на учет 26 октября 2015 года, где она указала, что жилых помещений, предназначенных для постоянного проживания, не имеет и не предоставила данные о наличии у нее в собственности жилых помещений (л.д. ... ).
Согласно положениям части 4 статьи 52 ЖК РФ вместе с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Согласно пункту 3.1 Правил к приказу ФСБ России N 590, военнослужащие и члены их семей вправе по собственной инициативе представлять в жилищную комиссию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) на всей территории Российской Федерации (начиная с 31 января 1998 г.) и имевшиеся у них объекты недвижимого имущества (жилые помещения и земельные участки) за последние пять лет.
Если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе, жилищная комиссия запрашивает их по собственной инициативе.
Таким образом, решение о постановке или об отказе в постановке на жилищный учет должно было быть принято жилищной комиссией ПУ ФСБ в течение тридцати рабочих дней со дня представления Куревлевой документов для постановке на учет, а в течение 30 дней необходимые жилищной комиссии документы, которые военнослужащая не представила, должны были быть получены жилищным органом самостоятельно.
Из материалов дела следует, что документы, подтверждающие отсутствие жилья в собственности, были запрошены из соответствующих регистрационных органов жилищной комиссией ПУ ФСБ уже после принятия решения от 13 ноября 2015 года (протокол "номер").
Вместе с тем, при отсутствии данных о наличии у Куревлевой в собственности жилых помещений, окончательное разрешение вопроса о принятии ее на учет 13 ноября 2015 года, до истечения установленного ЖК РФ срока на получение всех необходимых документов, принято быть не могло.
Однако жилищной комиссией ПУ ФСБ решение о постановке на учет было принято, хотя и без получения и анализа всех необходимых документов, касающихся жилищного положения Куревлевой.
Данное обстоятельство, вопреки доводам автора жалобы, также свидетельствует о незаконности решения о постановке административного истца на жилищный учет.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, решение жилищной комиссии ПУ ФСБ о снятии Куревлеву с жилищного учета соответствуют действующему законодательству.
Следует отметить, что действия жилищной комиссии не противоречат требованиям статьи 51 ЖК РФ и положениям пунктов 1 - 3 "Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, согласно которыми, при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, применяется учетная норма площади жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
Поскольку на Куревлеву и членов ее семьи, обеспеченных в "адрес" жилым помещением "данные изъяты" кв.м., с учетом имевшегося в собственности дома, общей площадью "данные изъяты" кв.м., приходилось по ("данные изъяты" : "данные изъяты") "данные изъяты" кв.м., то она не подлежала постановке на жилищный учет в избранном месте жительства в городе "адрес", в котором учетная норма составляет 10 кв.м. (статья 9 Закона "адрес" от "дата""номер" "Об обеспечении права жителей "адрес" на жилые помещения").
Такое регулирование правоотношений соответствует и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 октября 2016 года N 2273-О.
Более того, следует учитывать, что вопреки требованию жилищной комиссии ПУ ФСБ, изложенному в решении от 13 ноября 2015 года (протокол "номер"), Куревлева не предоставила обязательство о сдаче ею жилого помещения, занимаемого ее семьей в "адрес".
Тем более очевидно, что действия Куревлевой по переводу находящегося в ее собственности жилого дома в "адрес" в нежилое помещение свидетельствуют о преднамеренных действиях, совершенных административным истцом с целью создания искусственной ситуации, требующей участия со стороны органов государственной власти в обеспечении ее жильем.
С учетом изложенного, решение суда об отказе в удовлетворении требований Куревлевой является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы значимыми для дела не являются, поскольку не могут служить основанием к отмене либо изменению обжалуемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 20 марта 2017 года по административному иску Куревлевой Ирины Юрьевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.