Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Рассейно Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шириева И.П.о. и его защитника Исломова С.К. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Шириева Игбала Паша оглы,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июня 2017 года Шириев И.П.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Шириев И.П.о. и защитник Исломов С.К. просят об отмене вынесенного в отношении Шириева И.П.о. судебного постановления, считая его незаконным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав Шириева И.П.о., защитника Исломова С.К., поддержавших доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, инспектора отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Оренбургской области ФИО7, старшего инспектора по особым поручениям УМВД России по Оренбургской области ФИО5 прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 14 июня 2017 года в 20 часов 00 минут около (адрес) выявлен гражданин Республики *** Шириев И.П.о., (дата) года рождения, который прибыл на территорию Российской Федерации 26 декабря 2013 года в порядке, не требующем получения визы, получил разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации с 25 мая 2014 года по 27 мая 2017 года, по истечении срока не выехал за пределы Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 14 июля 2017 года; рапортом старшего УУП ОП N 1 МУ МВД России "Орское" ФИО6; письменным объяснением Шириева И.П.о. о том, что он приехал на территорию Российской Федерации в 2013 году, в УФМС России по Оренбургской области в г. Орске встал на миграционный учет, 27 мая 2014 года получил разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации сроком до 27 мая 2017 года, по истечению указанного срока выехать за пределы Российской Федерации не смог по причине изъятия у него паспорта сотрудником УФМС, который был ему возвращен сотрудниками СУ СК РФ по Оренбургской области 13 июня 2017 года; справкой АС ЦБДУИГ, согласно которой Шириев И.П.о. приехал в Российскую Федерацию 26 декабря 2013 года; копией национального паспорта Шириева И.П.о. подтверждающего его принадлежность к гражданству Республики ***; копией протокола изъятия паспорта; справкой ИЦ УВД; протоколом об административном задержании.
Сам Шириев И.П.о. в суде второй инстанции показал, что последний раз въехал на территорию Российской Федерации в декабре 2013 года, больше за пределы Российской Федерации не выезжал. 27 мая 2014 года, во время ожидания в очереди в УФМС России по Оренбургской области для сдачи документов на получение разрешения на временное проживание, к нему подошел мужчина, который предложил ему за денежное вознаграждение помочь получить разрешение без ожидания в очереди. Через некоторое время мужчина принес паспорт с отметкой о разрешении на временное проживание на срок до 27 мая 2017 года. Однако покинуть границы Российской Федерации в мае 2017 года он не мог, поскольку в феврале 2015 года паспорт у него был изъят.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы был допрошен инспектор отдела иммиграционного контроля УВМ УМВД России по Оренбургской области ФИО7, который показал, что Шириев И.П.о. въехал на территорию Российской Федерации в декабре 2013 года. По сведениям ЦБДУК Шириеву И.П.о выдано разрешение на временное проживание на срок до 27 мая 2017 года. В апреле 2015 года в ходе служебной проверки было установлено, что в установленном порядке Шириеву И.П.о. разрешение на временное проживание в Российской Федерации не выдавалось, следовательно в паспорте иностранного гражданина отметка о наличии у него разрешения на временное проживание проставлена незаконно.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля старший инспектор по особым поручениям УМВД России по Оренбургской области ФИО5 в показала, что согласно заключению служебной проверки от 14 апреля 2015 года факт оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранного гражданина Шириева И.П.о. не подтвердился, в связи с чем регистрация данного гражданина по месту пребывания была признана фиктивной, что послужило основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства.
Кроме того ФИО5 показала, что Шириев И.П.о., имея разрешение на временное проживание во исполнение требований п. 9 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ в 2015 - 2016 годах уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание не направлял. Находясь на территории Российской Федерации на основании разрешения на временное проживание, Шириев И.П.о обязан был выехать за пределы Российской Федерации по истечению срока временного проживания, однако с заявлением об организации выезда из Российской Федерации не обращался.
Приведенные доказательства получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований, отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При таких обстоятельствах деяние Шириева И.П.о., нарушившего режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия Шириева И.П.о. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и миграционного законодательства.
В жалобе Шириев И.П.о. и его защитник Исломов С.К. просят состоявшееся по делу судебное постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование своей просьбы указывают, что 18 февраля 2015 года должностным лицом УФМС России по Оренбургской области в г. Орске у Шириева И.П.о. был изъят паспорт для проверки подлинности разрешения на временное проживание. Затем данный паспорт был передан следователю СУ СК РФ по Оренбургской области, который вернул Шириеву И.П.о. паспорт лишь 13 июня 2017 года. После получения паспорта был намерен обратиться в миграционную службу с заявлением о продлении разрешения на временное проживание, однако по приезде в г. Орск был задержан сотрудниками полиции и доставлен в отдел полиции N 1 г. Орска. Из-за отсутствия паспорта не мог своевременно подать заявление на продление разрешения на временное проживание или выехать с территории Российской Федерации в срок до 27 мая 2017 года.
Данные доводы жалобы повлечь отмену состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного постановления не могут, поскольку Шириев И.П.о. зная о том, что срок разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации у него истекает 27 мая 2017 года каких-либо мер, направленных на обращение в соответствующие органы с целью возврата паспорта, не принял.
Как следует из сообщения Управления МВД Российской Федерации по Оренбургской области, гражданин Республики *** Шириев И.П.о. в Управление по вопросам миграции УМВД России по Оренбургской области с 01 января 2017 года по 17 июля 2017 года для организации выезда с территории Российской Федерации, а также оформления законных оснований на пребывание в Российской Федерации не обращался.
Обоснованность назначения Шириеву И.П.о. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации сомнений не вызывает.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении Шириеву И.П.о. административного наказания требования ст. 4.1 КоАП РФ судьей районного суда были соблюдены, учитывался характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, которым судья признал признание вины, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Сведений о наличии у Шириева И.П.о. супруги, детей и иных иждивенцев, являющихся гражданами Российской Федерации, не представлено. Следовательно, судить о нарушении положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не имеется.
Из материалов дела также следует, что на территории Российской Федерации Шириев И.П.о. собственного жилья и постоянного заработка не имеет.
Назначение Шириеву И.П.о. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Постановление о назначении Шириеву И.П.о. административного наказания вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Шириева И.П.о. подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Шириева Игбала Паша оглы оставить без изменения, а жалобу Шириева И.П.о. и его защитника Исломова С.К. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 - ст. 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.