Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Ершовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мовсесяна Нарека Валериковича на решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Мовсесяна Нарека Валериковича,
установил:
постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17 февраля 2017 года N производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя (далее - ИП) Мовсесяна Н.В. прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 июня 2017 года постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17 февраля 2017 года N 24 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене решения судьи районного суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав заключение прокурора Филипповской О.Н. о законности судебного решения, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как усматривается из материалов дела, Сорочинской межрайонной прокуратурой совместно с инженером-экологом ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" ФИО5 в присутствии ИП Мовсесяна Н.В. проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: (адрес). ИП Мовсесян Н.В., согласно сведениям ЕГРИП зарегистрирован по адресу: (адрес).
02 февраля 2017 года при проведении проверки установлено, что в нежилом здании общей площадью *** кв. м. по адресу: (адрес) расположено одноэтажное здание автомобильного сервиса, которое проходит процедуру оформления на Мовсесян В.П., и в котором располагаются следующие помещения: административное бытовое помещение, предназначенное для размещения аппарата администрации предприятия; мини котельная. Основной вид топлива природный газ. Выброс загрязняющих веществ осуществляется через дымовую трубу. В атмосферу поступают загрязняющие вещества: диоксид азота, оксид азота, серы диоксид, углерод оксид, бенз(а)перен; помещение автомойки. В помещении располагается оборудование для мытья автотранспорта и чистящие средства необходимые для мытья автотранспорта. Помещение автомойки оборудовано отстойником для первичного сбора загрязненной воды.
Водоснабжение автомойки осуществляется из централизованного водопровода. Сточные воды, образующиеся при мойке автотранспорта, после прохождения через отстойник поступают в выгребную яму. Договора на водоснабжение и договор на откачку сточных вод не заключен. Временное накопление мусора от офисных и бытовых помещений автосервича осуществляется вместе с бытовыми отходами в металлическом контейнере. Договор на утилизацию заключен с ООО ***.
В ходе проверки установлено, что в результате деятельности автомойки образуются отходы производства и потребления I-IV класса опасности: смет с территории предприятия малоопасный (4 класс опасности отхода, код 73339001714 по ФККО); отходы полиэтиленовой тары незагрязненной (код по ФККО 4 34 110 04 515, 5 класс опасности); отходы очистки прочих на локальных очистных сооружениях (ил, осадок) с очистных сооружений (4 класс опасности отхода, код 72900000000 по ФККО); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности отхода, код 73310001724 по ФККО).
Однако в нарушение ч. 1, 3 ст. 14, ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" паспорта отходов I-IV класса опасности ИП Мовсесян Н.В. не разработаны, отчетность об образовании использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2016 год в установленные сроки ИП Мовсесян Н.В. не составлена и не представлена в Управление Росприроднадзора по оренбургской области.
По результатам проверки прокуратурой сделан вывод о том, что Мовсесян Н.В., являясь должностным лицом, осуществляет эксплуатацию автомойки с нарушением ст.ст. 11, 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно не проведена инвентаризация отходов производства и потребления, не разработаны паспорта отходов I-IV класса опасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 06 февраля 2017 года Сорочинским межрайонным прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП Мовсесяна Н.В., материалы дела об административном правонарушении были направлены на рассмотрение в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Постановлением государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17 февраля 2017 года N производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП Мовсесяна Н.В. прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Прекращая производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, должностное лицо пришло к выводу о том, что Сорочинской межрайонной прокуратурой в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 февраля 2017 года не указано место и время совершения административного правонарушения, что является существенным недостатком при рассмотрении дела об административном правонарушении. Кроме того, в связи с внесением изменений в ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", проведение инвентаризации отходов не требуется. Таким образом, в действиях ИП Мовсесяна Н.В. по ст. 8.2 КоАП РФ установлена неполнота сведений, отражающих событие административного правонарушения, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Проверяя законность и обоснованность постановления государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17 февраля 2017 года N, судья районного суда не согласился с указанными выводами должностного лица.
При рассмотрении протеста прокурора на постановление должностного лица судьей районного суда верно установлено, что должностным лицом административного органа при рассмотрении дела, требования ч. 2 ст. 25.1, ст. 25.11 КоАП РФ не соблюдены. Доказательств извещения Мовсесяна Н.В. и Сорочинского межрайонного прокурора о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела не имеется, и административным органом в суд не представлено. Напротив, государственный инспектор ФИО7 в телефонограмме сообщила о том, что о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ни Мосесяна Н.В., ни Сорочинского межрайонного прокурора не извещала, поскольку постановление ею было вынесено в рамках подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в порядке ст. 28.9 КоАП РФ.
Между тем судить о том, что постановление вынесено должностным лицом в ходе подготовки дела к рассмотрению оснований не имеется, поскольку при вынесении постановления должностное лицо руководствовалось требованиями ст. 29.9 КоАП РФ, устанавливающей виды постановлений и определений, выносимых по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а также положениями ст. 28.9 КоАП РФ, регламентирующей порядок прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение. Ссылку на положение ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, постановление должностного лица не содержит.
Вывод судьи районного суда о вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ является правильным. Данный вывод сделан с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении содержит место совершения административного правонарушения сведения о месте и времени совершения административного правонарушения.
Является правильным вывод судьи районного суда о том, что должностным лицом административного органа без оценки остался довод прокурора о наличии нарушений ИП Мовсесяном Н.В., выразившемся в отсутствии паспортов отходов I-IV класса опасности.
Как следует из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, квалифицируя действия Мовсесяна Н.В. по ст. 8.2 КоАП РФ прокурор указал, что ИП Мовсесяном Н.В не проведена инвентаризация отходов производства и потребления, не разработаны паспорта отходов I-IV класса опасности. Прекращая производство по делу должностное лицо указало, что положение ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", проведение инвентаризации отходов не требует. Однако оценка действий ИП Мовсесяна Н.В. по соблюдению требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в части невыполнения им требований закона о разработке паспорта отходов I-IV класса должностным лицом не осуществлена, что свидетельствует о нарушении должностным лицом ст. 24.1 КоАП РФ о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Допущенные должностным лицом нарушения процессуальных требований судьей Сорочинского районного суда Оренбургской области были обоснованно признаны существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в связи с чем постановление государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 17 февраля 2017 года N было отменено. Поскольку годичный срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП Мовсесяна Н.В. было направлено на новое рассмотрение в административный орган.
Доводы настоящей жалобы направлены на несогласие ее заявителя с выводами судьи, касающимися установленных по делу фактических обстоятельств, и не являются основанием для ее удовлетворения.
При таких обстоятельствах решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 июня 2017 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 13 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Мовсесяна Нарека Валериковича оставить без изменения, а жалобу Мовсесяна Н.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в порядке, установленном ст. 30.12 - ст. 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.