Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Ершовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Доценко Ю.В. на решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области",
установил:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 31 марта 2017 года N Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 июня 2017 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 31 марта 2017 года N отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного деяния, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области освобождено от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Доценко Ю.В. просит об отмене решения судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 июня 2017 года ввиду отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, и оставлении без изменения постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области 31 марта 2017 года N
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Шарипова Р.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу положений ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Основанием для привлечения юридического лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ явился протокол об административном правонарушении, составленный государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 30 марта 2017 года N, согласно которому в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, в частности защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением требования органов прокуратуры от 10 февраля 2017 года N) проведенной 30 марта 2017 года в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, Учреждение), зарегистрированном и расположенном по адресу: Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Советская, д. 6, выявлены нарушения норм Трудового кодекса РФ - ст. 212 Трудового кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 426 ФЗ "О специальной оценке условий труда", а именно: не проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, финансируемых из средств федерального бюджета. По итогам проверки законному представителю юридического лица ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области - начальнику ФИО5 выдано предписание N от 30 марта 2017 года по устранению нарушений трудового законодательства, установлен срок устранений нарушения до 28 апреля 2017 года и предоставлении информации об устранении нарушений до 03 мая 2017 года. Однако выявленные в ходе проведения проверки нарушения, в установленный срок ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, не были устранены, а именно, на рабочих местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета - 136 рабочих мест, не была проведена специальная оценка условий труда в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, и, установив наличие в действиях ФКУ ИК-6 УФИН России по Оренбургской области состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения юридического лица к названной административной ответственности.
Вместе с тем, учитывая все обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, что действия Учреждения не представляют существенного нарушения охраняемых общественных отношений, не влекут тяжких последствий, а также учитывая, что неисполнение предписания Государственной инспекции труда в Оренбургской области о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах вызвано отсутствием финансирования ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области, что подтверждается наличием в материалах дела копий обращений начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области о выделении дополнительного финансирования для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест и копий писем о невозможности выделения дополнительного финансирования, судья первой инстанции признал совершенное ФКУ ИК-6 УФИН России по Оренбургской области административное правонарушение малозначительным, постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании ст. 2.9 КоАП РФ и вынес ФКУ ИК-6 УФИН России по Оренбургской области устное замечание.
Доводы жалобы государственного инспектора труда о том, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным, заслуживают внимание.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Указанное положение судьей районного суда учтено не было и оснований для признания правонарушения малозначительным судьёй в решении не приведены.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и формальном содержании признаков состава административного правонарушения, что в данном случае неприменимо, поскольку юридическим лицом допущены нарушения законодательства о труде. С учетом социальной значимости охраняемых нормой, установленной ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, общественных отношений в сфере труда, объекта посягательства - трудовые права 136 работников, вывод о наличии оснований для признания вменяемого ФКУ ИК-6 УФСИН России по Оренбургской области правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности нельзя признать обоснованным.
При этом направление 11 января 2016 года и 23 января 2016 года обращений с вопросом о выделении денежных средств на проведение специальной оценки условий труда и отсутствие денежных средств и соответствующего финансирования, не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания судья выносит решение об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение.
Указанные нарушения являются существенными, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, правильно разрешить жалобу, в связи с чем, решение судьи районного суда в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ ИК-6 УФИН России по Оренбургской области подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Доценко Ю.В. удовлетворить.
Решение судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 08 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области" отменить.
Дело об административном правонарушении направить в Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области на новое рассмотрение.
Судья Оренбургского
областного суда О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.