Судебная коллегия по уголовным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Черновой С.А.,
судей Авдеева В.Ю., Зудерман Е.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Оренбургской области Жилиной О.И.,
потерпевшей Д.,
осужденного Курбатова С.В.,
защитника Рязанова А.С.,
при секретаре Трофимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Курбатова С.В. на приговор Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2017 года, которым:
Курбатов С.В., ***, не судимый,
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок 1 год.
В соответствии со ст. 53 УК РФ установлены ограничения: не выезжать за пределы территории муниципального образования, где будет проживать после отбытия наказания в виде лишения свободы, не изменять места жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На Курбатова С.В. возложена обязанность являться один раз в месяц для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
Срок наказания постановленоисчислять с 26 мая 2017 года.
В срок наказания зачтено время, на которое Курбатов С.В. был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ - 10 ноября 2016 года, время содержания под домашним арестом с 11 ноября 2016 года по 06 апреля 2017 года, а также время содержания под стражей с 07 апреля 2017 года по 25 мая 2017 года.
Приговором разрешен гражданский иск. С Курбатова С.В. в пользу Д. в счет компенсации морального вреда взыскана денежная сумма в размере 500 000 рублей, в счет возмещения затрат на погребение - 30 484 рубля 58 копеек.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Авдеева В.Ю., пояснение осужденного Курбатова С.В. и защитника адвоката Рязанова А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение потерпевшей Д. и прокурора Жилиной О.И., полагавших приговор оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2017 года Курбатов С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего".
Преступление совершено 09 ноября 2016 года в период времени с 02 часов 50 минут до 04 часов 30 минут в (адрес) при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Курбатов С.В. вину в совершении преступления не признал. Указал, что в квартире N6 нанес N11 удары рукой по лицу, так как защищался от N11, который угрожал ему ножом. Затем в доме N11 нанес потерпевшему несильный удар левой рукой в голову.
В апелляционной жалобе осужденный Курбатов С.В. выражает несогласие с приговором, считает его чрезмерно суровым. Указывает, что судом не приняты во внимание показания свидетелей N9 и N10, которые поясняли, что потерпевший N11 был вспыльчивым, агрессивным, неуравновешенным человеком, способным в ходе конфликта применить нож или иной предмет в качестве оружия. Суд не оценил показания указанных свидетелей, подтверждающих противоправное поведение N11, и не признал противоправное поведение потерпевшего в качестве обстоятельства смягчающего наказание. Судом постановлен приговор соответствующий фабуле обвинения и позиции государственного обвинителя о наказании. Суд не дал оценку всем обстоятельствам смягчающим наказание, назначил чрезмерно суровое наказание. Он не судим, на учёте у врачей нарколога и психиатра не состоит, является гражданином РФ, имеет малолетнего ребенка и пожилых родителей, которым нужна его поддержка и забота. Просит приговор изменить, снизить срок наказания, не назначать дополнительное наказание в виде ограничения свободы.
В возражении на апелляционную жалобу государственный обвинитель - старший помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области N12 считает приговор законным и обоснованным, а назначенное наказание справедливым. Просит приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав мнения осужденного, защитника, потерпевшей и прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Суд первой инстанции с соблюдением требований уголовно-процессуального закона рассмотрел дело, исследовал все представленные сторонами доказательства и, оценив их в совокупности, обоснованно признал Курбатова С.В. виновным в совершении инкриминируемого ему преступления.
В описательно-мотивировочной части обвинительного приговора, в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ, содержится описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа совершения, формы вины, цели и последствий преступления.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 88 УПК РФ суд оценил каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - признал достаточными для постановления обвинительного приговора.
Доказательства не противоречат друг другу и установленным судом фактическим обстоятельствам дела, не вызывают сомнений у судебной коллегии, так как получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.
Виновность Курбатова С.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств:
- показаниями Курбатова С.В., данными в ходе предварительного следствия при допросе в качестве подозреваемого и оглашенными в судебном заседании в порядке п. 1 ч. 1 ст. 276 УПК РФ о том, что 09 ноября 2016 года примерно в 02 часа 50 минут в ходе распития спиртных напитков в квартире N6 между ним и N11 возник словесный конфликт. N11 ему не угрожал и в руках ничего не держал, но он (Курбатов С.В.) был зол на потерпевшего и в присутствии N4, нанес удар левой рукой в область лица N11, в результате чего у N11 пошла кровь. Затем они с N11 продолжили выяснять отношения и в течении 10 минут, он нанёс N11 еще примерно шесть ударов левой рукой в область лица, от которых все лицо потерпевшего было в гематомах и шла кровь из носа. Позже он, N11 и N4 пошли домой к потерпевшему. На веранде дома N11 сказал своей матери, что его избили он (Курбатов С.В.) и N4, после этого N4 ударил N11 и ушел. N11 попытался оттолкнуть его (Курбатова С.В.), но не дотянулся. Он (Курбатов С.В.) нанес N11 удар кулаком левой руки, от которого N11 упал на пол веранды и больше не вставал (т. 2, л.д. 19-23);
Суд, проанализировав показания Курбатова С.В., данные им в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, обоснованно признал наиболее достоверными показания, данные в качестве подозреваемого, поскольку они полностью согласуются с показаниями свидетелей и иными доказательствами по делу. Показания, данные Курбатовым С.В. в суде и в ходе предварительного следствия в качестве обвиняемого, суд правильно расценил как способ защиты от предъявленного обвинения;
- показаниями потерпевшей Д. о том, что 09 ноября 2016 года примерно в 03 часа 30 минут её сын N11 пришел домой вместе с Курбатовым С.В. и N4 Лицо и голова сына были в крови, ссадинах и кровоподтеках. Сын ей пояснил, что его избили. В этот момент N4 несильно ударил сына ладонью по лицу. Выгнав с веранды N4, она осталась вместе с N11 и Курбатовым С.В., который толкнул её, повернулся к N11 и с большой силой нанес ему удар кулаком в область головы, от чего сын боком упал на пол и захрипел. Больше сын не поднимался;
- показаниями N5 (представителя потерпевшей Д.) о том, что со слов Д. ему известно, что Курбатов С.В. нанес удар N11, от которого он упал;
- показаниями свидетеля N4 о том, что 09 ноября 2016 года он, Курбатов С.В. и N11 находились в квартире N6 и употребляли спиртные напитки. Примерно в 02 часа 50 минут он ушел в ванную комнату. Оттуда слышал, что между Курбатовым С.В. и N11 возник конфликт, когда вышел в прихожую увидел, как Курбатов С.В. ударил кулаком N11 по лицу. Затем оба прошли на кухню и продолжили словесный конфликт, в который он (N4) не вмешивался. N11 никакие предметы, в том числе нож, в руки не брал и Курбатову С.В. не угрожал и не пытался на него напасть. Курбатов С.В. нанес потерпевшему удар кулаком в область лица, в результате чего рассек бровь до крови. Он (N4) вышел на балкон покурить. Из кухни слышал шум нескольких ударов, а когда вернулся увидел, что лицо N11 сильно разбито, из носа и губы текла кровь, а под правым глазом образовалась гематома. У Курбатова С.В. никаких телесных повреждений не было, поведение его было дерзким. В его присутствии Курбатов С.В. еще несколько раз ударил N11 кулаком по лицу. Они втроем пошли домой к N11, на веранде их встретила мать потерпевшего. N11 пожаловался ей на избиение. Слова N11 его возмутили, он не сильно ладонью руки шлепнул N11 по голове. После этого он (N4) вышел на улицу и увидел, как Курбатов С.В. подпрыгнул, в прыжке нанес кулаком руки сильный удар по голове N11 От полученного удара потерпевший упал на пол и захрипел;
- показаниями свидетеля N9 о том, что 08 ноября 2016 года она, N4, N6, N11 и Курбатов С.В. употребляли спиртные напитки в квартире N6 Примерно в 21 час она ушла домой;
- показаниями свидетеля N7 (следователя ОРП N СУ МУ МВД России "Оренбургское") о том, что 10 ноября 2016 года допрос Курбатова С.В. в качестве подозреваемого проводился с участием адвоката N1, психологического давления, угроз либо шантажа на Курбатова С.В. не оказывалось, он давал показания добровольно и подробно;
- показаниями свидетеля N6 о том, что 09 ноября 2016 года примерно в 03 часа, находясь в спальной комнате, она услышала шум из кухни, похожий на драку. Когда вышла из спальной комнаты, увидела, как N4 и Курбатов С.В. выталкивают из квартиры N11, на лице которого была кровь. При этом Курбатов С.В. нанес несколько ударов рукой по спине N11;
Виновность Курбатова С.В. в совершении преступления также подтверждается совокупностью письменных доказательств, исследованных судом:
- протоколом очной ставки между обвиняемым Курбатовым С.В. и потерпевшей Д., согласно которому Д. подтвердила свои показания о том, что Курбатов С.В. нанёс сильный удар рукой в голову её сыну N11, от чего сын упал, потерял сознание, захрипел и больше в себя не приходил (т. 1, л.д. 171-176);
- протоколом очной ставки между обвиняемым Курбатовым С.В. и свидетелем N4, согласно которому N4 подтвердил свои показания о том, что Курбатов С.В. нанёс несколько ударов N11 в доме N6, при этом N11 не угрожал ножом Курбатову С.В. В доме потерпевшего Курбатов С.В. нанес один удар кулаком руки в голову N11, от которого потерпевший упал на пол (т. 1, л.д. 177-182);
- заключением эксперта от 18 декабря 2016 года N 2353, согласно которому при экспертизе трупа N11 обнаружены телесные повреждения, в том числе закрытая непроникающая черепно-мозговая травма, повлекшие тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоящие в прямой причинно-следственной связи со смертью N11 (т. 1, л.д. 208-215);
- постановлениями и протоколами от 29 ноября 2016 года и 06 декабря 2016 года, согласно которым изъяты биологические образцы от трупа N11 и обвиняемого Курбатова С.В. (т. 1, л.д. 219-223, 224-227);
- заключением эксперта от 09 января 2017 года N Э/3-2188, согласно которому на брюках, халате, тюли, фрагменте обоев, изъятых в ходе осмотра места происшествия, обнаружена кровь N11 (т. 1, л.д. 234-238);
- протоколом осмотра предметов от 04 декабря 2016 года и постановлением от 17 февраля 2017 года, согласно которым осмотрены, признаны и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств: брюки; рубашка; шапка; халат; тюль; фрагмент обоев с рисунком зеленого цвета; ватная палочка с биологическими образцами обвиняемого Курбатова С.В.; ватная палочка с биологическими образцами потерпевшего N11 (т. 1, л.д. 242-246).
Указанным доказательствам суд дал надлежащую оценку, признав допустимыми, достоверными и в совокупности подтверждающими вину осужденного Курбатова С.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного следствия.
Оснований ставить под сомнение данную судом оценку указанных выше доказательств, судебная коллегия не находит, отмечая, что доказательства, на которых основаны выводы суда о виновности осужденного, получены в соответствии с требованиями закона, не противоречивы и не содержат взаимоисключающих сведений относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Причастность Курбатова С.В. к причинению тяжких телесных повреждений N11 подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе показаниями потерпевшей Д., свидетеля N4, в том числе показаниями Курбатова С.В., данными в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого, о том, что он (Курбатов С.В.) нанес множественные удары рукой в лицо N11, а также сильный удар кулаком в голову N11, от которого потерпевший упал и больше не вставал.
Установленные приговором суда фактические обстоятельства дела, характер действий осужденного, выразившихся в нанесении множественных ударов рукой в жизненно важный орган человека - голову потерпевшего, а также одного сильного удара кулаком в височную часть головы N11, характер и локализация телесных повреждений, предшествующая конфликтная ситуация, свидетельствуют о наличии у Курбатова С.В. умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни.
Судом верно установлено, что в момент нанесения Курбатовым С.В. ударов потерпевшему, у осужденного отсутствовали основания опасаться за свою жизнь и здоровье, так как потерпевший N11 был без ножа, не угрожал и не представлял угрозы жизни и здоровью Курбатова С.В.
Доводы жалобы осужденного о противоправном поведении потерпевшего не подтверждаются материалами дела. Как следует из показаний свидетеля N4 между потерпевшим и осужденным возник словесный конфликт, при этом потерпевший вел себя пассивно, насилия к Курбатову С.В. не применял, никакие предметы, в том числе нож, в руки не брал и Курбатову С.В. не угрожал. Показаниями N10 и Д. также не подтверждаются доводы осужденного об агрессивном поведении потерпевшего в период конфликта и во время совершения преступления. Доводы жалобы в данной части удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия находит выводы суда о виновности Курбатова С.В. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, правильными и мотивированными, основанными на совокупности допустимых доказательств.
Довод жалобы об обвинительном уклоне судебного разбирательства, поддержании судом позиции государственного обвинителя, является необоснованным. Как следует из протокола судебного заседания, судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 273 - 291 УПК РФ с предоставлением возможности сторонам в равной степени реализовать свои процессуальные права. Все представленные сторонами доказательства судом были исследованы, им дана надлежащая оценка в приговоре, при этом приведены мотивы, по которым одни доказательства признаны достоверными, а другие отвергнуты судом. Судебная коллегия полагает, что нарушений норм УПК РФ при проведении судебного разбирательства судом первой инстанции допущено не было.
При рассмотрении уголовного дела судом исследовано и дана надлежащая оценка заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов от 15 декабря 2016 года N 423 в отношении Курбатова С.В. (т. 1, л.д. 252-253). Суд обоснованно признал Курбатова С.В. вменяемым в момент совершения преступления и подлежащим уголовной ответственности.
Гражданский иск разрешен судом в соответствии со ст.ст. 151, 1100, 1083, 1085, 1094, 1064 ГК РФ. Приговор в части гражданского иска сторонами не обжалуется.
Наказание назначено осуждённому Курбатову С.В. в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60, 61 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершённого преступления, данных о личности, обстоятельств, смягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Суд обоснованно признал в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Курбатову С.В., наличие малолетнего ребенка.
Судом также учтено, что Курбатов С.В. не судим, на профилактических учетах не состоит, по месту жительства характеризуется отрицательно, злоупотребляет спиртными напитками, замечен в общении с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, имел приводы в полицию, не работает, в зарегистрированном браке не состоит.
В судебном заседании суда первой инстанции были допрошены свидетели N2 и N3, которые положительно охарактеризовали Курбатова С.В.
Доводы апелляционной жалобы осужденного о необходимости признать противоправное поведение потерпевшего обстоятельством смягчающим наказание, являются несостоятельными, поскольку исследованными судом доказательствами не подтверждается противоправность поведения потерпевшего N11 и обоснованность довода Курбатова С.В.
Судом учтены все обстоятельства, смягчающие наказание, а также данные о личности Курбатова С.В. Иных обстоятельств, смягчающих наказание, судебная коллегия не находит. Доводы жалобы в указанной части удовлетворению не подлежат.
Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.
Судом разрешался вопрос о применении ст.ст. 64, 73 УК РФ и ч. 6 ст. 15 УК РФ, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для применения указанных статей. Вывод суда в этой части является правильным и мотивированным.
В суде апелляционной инстанции адвокат Рязанов А.С. изложил довод о том, что судом первой инстанции необоснованно не учтено в качестве обстоятельства смягчающего наказание - признание вины Курбатовым С.В. в ходе предварительного следствия. Довод защитника не подлежит удовлетворению, поскольку материалом уголовного дела подтверждается, что Курбатов С.В. в ходе допроса в качестве обвиняемого и в суде первой инстанции не признавал свою вину в совершении инкриминируемого преступления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исправление осужденного может быть достигнуто только в условиях изоляции от общества.
Вид исправительного учреждения судом назначен правильно, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Выводы суда о назначении вида и размера основного и дополнительного наказания мотивированы, суд апелляционной инстанции находит их правильными. Назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному. Оснований для признания назначенного наказания чрезмерно суровым не имеется.
Приговор Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2017 года соответствует ч. 4 ст. 7 УПК РФ, является законным, обоснованным и мотивированным.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение приговора, по делу не допущено. Оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 мая 2017 года в отношении Курбатова С.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу осужденного Курбатова С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий С.А. Чернова
Судьи В.Ю. Авдеев
Е.П. Зудерман
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.