Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.
судей Малкова А.И., Султанова Р.А.,
при секретаре Ширяевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 28 марта 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г.Орска, действующего в интересах Наяновой М.Е., к администрации г.Орска о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установила
Прокурор Советского района города Орска, действуя в интересах Наяновой М.Е., (дата) года рождения, обратился в суд с иском к администрации г.Орска, в котором просил обязать ответчика предоставить Наяновой М.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Советского района г. Орска проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой установлено, что Наянова М.Е. относится к категории детей-сирот, так как решением *** от (дата) её отец Н. Е.В. объявлен умершим. Решением *** от (дата) мать Наяновой М.Е. - Н. И.Ю. лишена родительских прав в отношении Наяновой М.Е.
Наянова Д.Е. зарегистрирована (адрес), площадь которого составляет менее учетной нормы площади жилья на каждого проживающего в указанном жилом помещении, членом семьи собственника квартиры Ч. И.М. истец не является.
Постановлением администрации города Орска от (дата) N *** Наянова М.Е. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района города Орска Шафир Э.А., истец Наянова М.Е. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика администрации города Орска, третьих лиц Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства управления образования администрации г.Орска в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Решением Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 28 марта 2017 года исковые требования прокурора Советского района города Орска, действующего в интересах Наяновой М.Е., удовлетворены.
Суд постановил:обязать администрацию города Орска однократно предоставить Наяновой М.Е., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Администрация города Орска Оренбургской области в апелляционной жалобе просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Наянова М.Е., представитель ответчика администрации города Орска, представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 N 1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статей 2, 19.1 Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ (введена Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ) "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются однократно в виде жилых домов, квартир по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что Наянова М.Е., (дата) года рождения, уроженка *** является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением *** от (дата) мать Наяновой М.Е. - Н. И.Ю. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Наяновой М.Е.
Решением *** от (дата) отец Наяновой М.Е. - Н. Е.В. объявлен умершим.
На основании постановления администрации г. Орска Оренбургской области от (дата) N *** Наянова М.Е. признана нуждающейся в жилом помещении с включением в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из свидетельства о профессии рабочего должности служащего следует, что Наянова М.Е. (дата) окончила ***, ей присвоена квалификация: ***.
Согласно свидетельству о профессии рабочего, должности служащего, выданному (дата), Наянова М.Е. окончила ***, освоила программу профессионального обучения по профессии ***.
По сведениям ГУП Оренбургской области "ОЦИОН" г. Орска Управления росреестра по Оренбургской области данные о регистрации каких-либо прав Наяновой М.Е. на недвижимое имущество отсутствуют.
Наянова М.Е. на срок с (дата) по (дата) зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: (адрес), которое принадлежит по праву собственности Ч. И.М., что подтверждается свидетельством о регистрации права.
Членом семьи собственника указанного жилого помещения Наянова М.Е. не является, сведений о том, что в пользовании истца находится какое-либо иное помещение на условиях социального найма либо других законных оснований, ответчик суду не представил.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Советского района горда Орска, суд исходил из того, что Наянова М.Е. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигла возраста восемнадцати лет, окончила обучение в образовательном учреждении, включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрела право на предоставление жилья по договору специализированного найма, однако жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными правовыми нормами, учитывая, что для предоставления жилого помещения необходимо проведение открытого аукциона, определение победителя, с последующим заключением контракта на приобретение жилого помещения, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию города Орска Оренбургской области, обязанности обеспечить Наянову М.Е. жилым помещением в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в части указания на срок его исполнения не обжалуется, поэтому не является предметом проверки судебной коллегии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список; решение суда не должно предоставлять истцупреимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, то есть гражданам данной категории, чьи права на обеспечение жильем возникли ранее; предоставление субвенций органам местного самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, о необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву. Соответственно, после получения Наяновой М.Е. профессионального образования у органа местного самоуправления в силу закона возникает обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением. При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.
Доводы автора жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт невозможности проживания Наяновой М.Е. по адресу: (адрес), судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, указанное жилое помещение не закреплено за Наяновой М.Е. и не принадлежит ей на каком-либо праве, органом местного самоуправления она признана нуждающейся в жилом помещении, следовательно проверены все основания для принятия на учет.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем отсутствуют основания для отмены решения суда при его проверке в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
Решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 28 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.