Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полтевой В.А.,
судей Судак О.Н., Федотовой Е.В.,
при секретаре Плешивцевой К.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 20 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску Бузулукского межрайонного прокурора действующего в интересах Башкайкина Андрея Юрьевича, к администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области, с участием третьего лица Правительства Оренбургской области, о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Полтевой В.А., прокурора Оренбургской областной прокуратуры Губареву О.А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Башкайкина А.Ю., в обоснование заявленных требований указав, что Бузулукской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона N 159-ФЗ от 12 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой было установлено, что Башкайкин А.Ю., (дата) года рождения, состоял на учете в органах опеки и попечительства как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Бузулука Башкакин А.Ю. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, так как собственного жилья не имеет. В нарушение закона Башкакин А.Ю. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Просил суд обязать администрацию муниципального образования г. Бузулука предоставить Башкакину А.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
В судебное заседание истец Башкайкин А.Ю. не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Бузулукского межрайонного прокурора Пискова Ю.В. заявленные требования просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации МО Бузулукского района Оренбургской области Михайлова А.В. просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица Правительства Оренбургской области в суд первой инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 20 апреля 2017 года исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора действующего в интересах Башкайкина А.Ю., удовлетворены.
Суд обязал администрацию муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области предоставить Башкайкину Андрею Юрьевичу, (дата) года рождения, уроженцу (адрес), благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Бузулукского района Оренбургской области по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области, предусмотренных на указанные цели в бюджете на финансовый год.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области выражает несогласие с принятым решением, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, указывает, что жилое помещение будет предоставлено Башкайкину А.Ю. в порядке очередности в зависимости от даты постановки на учет.
В суд апелляционной инстанции стороны по делу Башкайкин А.Ю., представители администрации МО Бузулукского района Оренбургской области, представитель третьего лица Правительства Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 той же статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).
В силу положений абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Оренбургской области по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
По заявлению в письменной форме указанных лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
Включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности по соответствующему муниципальному образованию (городской округ, муниципальный район) в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере образования решения о включении в Список (ч. 6 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма и договору найма специализированного жилого помещения отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Башкайкин А.Ю. родился (дата), матерью ребенка является Башкайкина Г.С., отцом - Башкайкин Ю.А., данные сведения внесены в запись акта о рождении N от (дата), а также подтверждаются свидетельством о рождении NN от (дата), выданным Красновской сельской администрацией (адрес).
В соответствии с паспортом серии NN, ***(дата), ***, Башкайкин А.Ю., (дата) года рождения, уроженец (адрес), зарегистрирован по адресу: (адрес).
Решением Первомайского районного суда Оренбургской области от 13 декабря 2006 года Башкайкин Ю.А. лишен родительских прав.
Башкайкина Г.С. умерла (дата), что подтверждается свидетельством о смерти.
20 февраля 2015 года Башкайкин А.Ю. обратился в администрацию Бузулукского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В соответствии с Постановлением N-N от (дата) Администрации МО Бузулукский район Башкайкин А.Ю. включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Окончание Башкайкиным А.Ю. МОУ "Основанная общеобразовательная школа N" (адрес) подтверждается свидетельством об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения N, выданным (дата).
(дата) ГБОУ НПО "Профессиональное училище N" (адрес) Башкайкину А.Ю. выдано свидетельство N о присвоении ему квалификации слесаря по ремонту автомобилей 3 разряда.
Из материалов дела следует, что жилая площадь за Башкайкиным А.Ю. не закреплена.
Согласно уведомлению филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области N от (дата) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Башкайкина А.Ю. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества.
Отсутствие какого-либо жилого помещения у Башкайкина А.Ю. в г. Бузулуке и Бузулукском районе также подтверждено справкой ГУП Оренбургской области "ОЦИиОН" N.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, принимая во внимание, что Башкайкин А.Ю. до настоящего времени не обеспечен жильем, соответствующим социальным и санитарно-техническим нормам, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение исходя из нормы предоставления общей площади на одного человека, и обязанность по предоставлению указанного жилого помещения следует возложить на администрацию муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области о том, что не предусмотрен внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть признаны состоятельными.
В соответствии с приведенными положениями законодательства указанной категории лиц жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, соответственно, после достижения Башкайкиным А.Ю. восемнадцатилетнего возраста у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением, которая на момент обращения в суд с иском ответчиком не исполнена. Кроме того, действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы администрации муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области о недостаточности финансирования на реализацию полномочий по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 20 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.