Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
судей Малкова А.И., Синельниковой Л.В.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова В.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сакмарском районе Оренбургской области о реализации пенсионных прав,
по апелляционной жалобе Власова В.В. на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 13 апреля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Власов В.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда в Сакмарском районе, указав, что 26.10.2016 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением начальника ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе N 12 от 23.01.2017 года в назначении досрочной трудовой пенсии ему отказано в связи с тем, что отсутствует требуемый возраст для назначения данного вида пенсии.
При подсчете продолжительности специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы в льготном исчислении: ООО Норильскгазгеофизика в период работы с 03.03.2003 года - 29.06.2003 года ; ООО "Севернефтегазгеофизика" в период работы с 28.10.2003 года - 31.12.2003 года. Период работы в ООО "Оренбурггеофизика" включен в трудовой стаж с 01.01.1995 года по 23.08.2000 г., согласно трудовой книжке данный период начинается с 01.08.1994 года.
Он осуществлял рабочую деятельность в указанные сроки без отрыва от производства. Неисполнение работодателем в дальнейшем обязанности в части предоставления индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы не может служить основанием к отказу истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и не включение в специальный стаж оспариваемых периодов работы, означает, по существу придание обратной силы закону, ухудшающему положение истца, и тем самым отмену права, приобретенного истцом в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч.1). 2, 18, 54 (ч.1). 55 (ч.2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе включить в стаж следующие периоды работы: ООО Норильскгазгеофизика в период работы с 03.03.2003 года -29.06.2003 года ; ООО "Севернефтегазгеофизика" в период работы с 28.10.2003 года -31.12.2003 года ; ООО "Оренбурггеофизика" с 01.08.1994 года по 01.01.1995 года. Обязать ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области при назначении пенсии произвести суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера и стаж работы по списку N 2. Обязать ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе Оренбургской области назначить ему выплату пенсии со дня обращения в ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе, то есть с 26.10.2016 года.
Решением суда в удовлетворении иска Власова В.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Сакмарском районе Оренбургской области о реализации пенсионных прав - отказано.
Не согласившись с судебным решением, Власов В.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решении е, которым удовлетворить его требования в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Донцовой Ю.И., объяснения Власова В.В. и его представителя Муньянова М.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Марковой И.Л., возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 (Список N 2) Закона N 400-ФЗ право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока (не менее 6 лет 3 месяца) и имеют требуемую продолжительность страхового стажа (не менее 25 лет), страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (для мужчин - 60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Одновременно, частью 2 статьи 33 Закона N 400-ФЗ установлено, что лицам, имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии дополнительно уменьшается на 5 лет при наличии не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в приравненных к ним местностях.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516 определен Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости (действует в настоящее время).
В соответствии с указанными Правилами, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Периоды работы, осуществлявшейся вахтово-экспедиционным методом, засчитываются в стаж работы на Крайнем Севере в полном объеме (включая периоды межвахтового отдыха) при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной трудовым законодательством. Наравне с периодами работы в указанный стаж учитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Порядок подтверждения периодов, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, урегулирован пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в соответствии с которым периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Одновременно, в соответствии с пунктом 4 вышеназванного Порядка в
случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах
(показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о выполнении работ определенным способом, в структурном подразделении и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Судом первой инстанции установлено, что Решением начальника ГУ УПФ РФ в Сакмарском районе N 12 от 23.01.2016 года в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого возраста для назначения пенсии. При этом не включены периоды работы в льготном исчислении: ООО Норильскгазгеофизика в период работы с 03.03.2003 года по 29.06.2003 года всего 00.03.27; ООО "Севернефтегазгеофизика" в период работы с 28.10.2003 года по 31.12.2003 года всего 00.02.03; период работы в ООО "Оренбурггеофизика" с 01.08.1994 г. по 31.12.1994 года.
Страховой стаж истца составляет 30 лет 03 мес. 25 дней, специальный стаж по Списку N 2 составляет 12 лет 07 мес. 23 дня, специальный стаж за работу на Крайнем Севере составляет 14 лет 04 мес. 27 дней. На момент обращения в пенсионный орган истец достиг возраста 54 года 06. мес. 02 дня.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из того, стаж в районах Крайнего Севера на дату обращения за установлением досрочной страховой пенсии по старости (26.10.2016 года) составил менее 15 календарных лет (засчитано 14 лет 04 месяца 27 дней), в связи чем право на дополнительное снижение пенсионного возраста у Власова В.В., отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с данными вывода суда.
Доводы о необходимости зачета в специальный стаж периоды работы в ООО Норильскгазгеофизика с 03.03.2003 года по 29.06.2003 года и ООО "Севернефтегазгеофизика" с 28.10.2003 года по 31.12.2003 года не могут быть приняты во внимание.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документально, после регистрации подтверждаются на основании сведений индивидуального /персонифицированного/ учета.
Из материалов дела следует, что дата регистрации Власова В.В. в системе государственного пенсионного страхования - 31.07.2000 г.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета вышеуказанные периоды сданы работодателями без указания кода территориальных условий РКС.
Таким образом, судом первой инстанции было обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований истца, поскольку в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ страховой стаж подтверждается на основании сведений индивидуального /персонифицированного/ учета.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца о наличии у него права на двойное уменьшение пенсионного возраста при назначении досрочной трудовой пенсии обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отклонены судом как не основанные на законе. Новых доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом не рассмотрены его требования о включении в специальный стаж периода работы с 01.08.1994 г. по 01.01.1995 г. в ООО "Оренбурггеофизика", не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве повода для отмены решения суда. С учетом включенных ответчиком периодов работы в районах Крайнего Севера (14 лет 4 месяцев 27 дней) указанный период в совокупности не образует требуемые 15 лет стажа работы в условиях Крайнего Севера, в связи с чем не может повлиять на правильность выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска о досрочном назначении пенсии. В то же время, истец не лишен возможности обратиться в суд с иском о включении данного периода в льготный стаж, поскольку, как усматривается из решения, названные требования не рассмотрены судом первой инстанции, в связи с чем в силу п. 4 ст. 327.1 ГПК РФ, не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 13 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Власова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.