Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 июля 2017 г. по делу N 33-1054/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А.,
судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,
при секретаре судебного заседания Мартыщенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления начальника филиала N N Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" (далее - филиал управления финансового обеспечения) о привлечении заместителя командира войсковой части N полковника Анцибора Валерия Петровича к материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Начальник филиала управления финансового обеспечения обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с Анцибора В.П. 29996рублей 80 копеек в счет возмещения ущерба, связанного с изданием ответчиком, врио командира войсковой части N, приказа от 24 ноября 2016 года N379с о выплате майору Молчанову А.С. денежной компенсации за наем жилых помещений в период с 1 ноября по 31 декабря 2016 года, тогда как тот права на эту компенсацию не имел, поскольку отказался от предложенного ему 26 февраля 2016 года служебного жилого помещения.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
При этом в жалобе делается ссылка на то, что общая площадь предложенного Молчанову А.С. служебного жилого помещения составляла 42,5 квадратных метра, что соответствовало норме предоставления (не менее 18 квадратных метров на одного человека) на состав семьи из двух человек согласно учетным данным, содержащимся в информационной базе Ахтубинского отделения управления жилищного обеспечения на день предоставления жилья.
По мнению подателя жалобы, выплата Молчанову А.С. денежной компенсации не должна была производиться в связи с имевшейся возможностью обеспечить его служебным жилым помещением, от которого он необоснованно отказался. В таком случае издание врио командира войсковой части N приказа о выплате денежной компенсации привело к причинению реального ущерба, в связи с чем он подлежит привлечению к материальной ответственности.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что эта жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым, в частности понимаются излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 15.1 того же Федерального закона установлено, что норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Данный порядок определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (с последующими изменениями).
В пунктах 2 и 3 вышеназванного Положения предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями, по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Аналогичный порядок был определен в пункте 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235 (действовавшего до 27 мая 2016 года). При этом данная выплата осуществлялась на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Такая же норма содержится в пункте 2 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
По делу установлено, что Молчанов А.С. проходит военную службу в войсковой части 15650 и состоит в списках нуждающихся в получении служебного жилья.
26 февраля 2016 года из отделения (территориальное, г. "адрес", Астраханская область) ФГКУ "Южное территориальное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации направлено сообщение, в котором Молчанову А.С. на состав семьи из двух человек предложено служебное жилое помещение, общей площадью 42,5 квадратных метров. Однако от этой квартиры он отказался по причине того, что в связи с увеличением состава семьи (рождением ДД.ММ.ГГГГ сына) общая площадь жилого помещения на состав семьи не соответствовала установленной норме представления.
Приказом врио командира войсковой части N от 24 ноября 2016 года N 379с Молчанову А.С. установлена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 ноября по 31 декабря 2016 года.
Из сообщения начальника филиала управления финансового обеспечения от 16 февраля 2017 года N УФО518/Ф/12-813 следует, что пункт приказа врио командира войсковой части N от 24 ноября 2016 года N 379с в части выплаты Молчанову А.С. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 ноября по 31 декабря 2016 года согласован уполномоченными должностными лицами этого финансового органа.
С учетом того, что общая площадь предложенного Молчанову А.С. служебного жилого помещения была менее установленной в законе нормы предоставления, его отказ от предложенного жилья являлся обоснованным.
То обстоятельство, что по состоянию на 26 февраля 2016 года по учетным данным состав семьи Молчанова А.С. составлял два человека, а сын был включен в качестве члена его семьи в список на предоставление служебного жилого помещения только 23 марта 2016 года, не влияет на законность и обоснованность принятого судом решения, так как при решении вопроса о предоставлении служебного жилья подлежала учету реальная численность членов семьи, которая при рассмотрении дела в суде первой инстанции истцом не оспаривалась.
При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что произведенные Молчанову А.С. выплаты привели к причинению материального ущерба.
Поэтому гарнизонный военный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Астраханского гарнизонного военного суда от 18 апреля 2017 года по исковому заявлению начальника филиала N 1 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области" о привлечении Анцибора Валерия Петровича к материальной ответственности оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.