Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 июля 2017 г. по делу N 33а-1019/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Костина И.В. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего прапорщика запаса Беликовой Галины Романовны об оспаривании действий начальника и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по "адрес" (далее - Пограничное управление), связанных с отказом в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, объяснения представителя административных ответчиков капитана юстиции Фролова М.С., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
ввиду предстоящего увольнения с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием не годной к прохождению военной службы Беликова Г.Р., проходящая военную службу по контракту с 1992 года и имеющая общую продолжительность военной службы более 20 лет, обратилась в жилищную комиссию Пограничного управления с просьбой о принятии ее на учет для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства в г. "адрес". Решением жилищного органа от 2 марта 2017 г., оформленным протоколом N 4, Беликовой Г.Р. отказано в принятии на указанный учет на том основании, что она ранее обеспечивалась жилым помещением за счет государства в составе семьи супруга - военнослужащего, отказалась от приватизации этого жилого помещения и в дальнейшем утратила возможность его сдать.
Беликова Г.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорила данное решение жилищной комиссии Пограничного управления, просила обязать жилищный орган принять ее на жилищный учет.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы приводит анализ отдельных положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, обращая внимание на то, что она не принимала участие в приватизации предоставленного супругу жилого помещения и в связи с расторжением брака в 2006 году выехала из него. Проживание на условиях найма и увольнение с военной службы, по ее мнению, являются безусловными основаниями для обеспечения жильем по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных ответчиков Фролов М.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Таким образом, необходимым условием предоставления военнослужащему и членам его семьи жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения.
Поэтому в том случае, когда военнослужащий или член его семьи распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, установленного ст. 53 ЖК РФ.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Причем требование о необходимости сдачи ранее предоставленного государством жилого помещения распространяется не только на военнослужащего, но и на членов его семьи, с учетом которых это жилое помещение предоставлялось, в случае если они претендуют на обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
По делу установлено, что в 1998 году Беликова Г.Р., являясь военнослужащей, на основании решения жилищной комиссии войсковой части N в качестве члена семьи супруга - военнослужащего на состав семьи из трех человек была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания, расположенным по адресу: г. "адрес", ул. "адрес", д. N, корп. N, кв. N, общей площадью 46 кв.м.
Данное жилое помещение, как верно указано судом первой инстанции, на основании ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего в тот период, относилось к государственному жилищному фонду.
В 2005 году Беликова Г.Р. дала согласие на приватизацию указанного жилого помещения супругом и в 2006 году после расторжения брака - выехала из него, снявшись с регистрационного учета и продолжив службу там же - в г. "адрес".
То есть, будучи обеспеченной за счет государства жилым помещением выше учетной нормы в качестве члена семьи военнослужащего и утратив право пользования им по личным мотивам, Беликова Г.Р. поставила перед жилищной комиссией вопрос о предоставлении ей еще одного жилого помещения за счет государственного жилищного фонда, но по иному основанию - в качестве военнослужащего, что не основано на законе.
В связи с этим суд также обоснованно сослался на положение п. 9 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку случаев, допускающих повторное обеспечение военнослужащего сначала в качестве члена семьи военнослужащего, а затем - в качестве военнослужащего, нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат, гарнизонный военный суд правомерно признал законным решение жилищного органа об отказе в принятии Беликовой Г.Р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Вопреки доводам жалобы, само по себе прохождение военной службы безусловным основанием для предоставления военнослужащему жилья за счет военного ведомства не является.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2017 г. по административному исковому заявлению Беликовой Галины Романовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.