Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 26 июля 2017 г. по делу N 33а-1062/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Костина И.В. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана 3 ранга Кокорина Валерия Владимировича об оспаривании действий начальника N отдела (г."адрес") ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отдел жилищного обеспечения), связанных с порядком обеспечения истца жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
7 июля 2014 г. Кокорину В.В. по избранному им месту жительства распределено жилое помещение, расположенное по адресу: г. "адрес", ул. "адрес", д. N, корп. N, кв. N, общей площадью 36 кв.м.
Решениями начальника отдела жилищного обеспечения от 21 февраля 2017 г. NN5сев и 10сев Кокорину В.В. отказано в заключении договора социального найма указанного жилого помещения и он снят с жилищного учета на том основании, что является нанимателем по договору социального найма предоставленного от военного ведомства жилого помещения, расположенного по адресу: г. "адрес", ул. "адрес", дN, кв. N реальной возможности сдать которое не имеет.
Кокорин В.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил указанные решения начальника отдела жилищного обеспечения и просил обязать должностное лицо восстановить его на жилищном учете.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Кокорин В.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы полагает, что выводы суда противоречат принятому 14 декабря 2011 г. Новороссийским гарнизонным военным судом решению, на основании которого им исполнена обязанность по сдаче ранее предоставленного от военного ведомства жилого помещения, путем внесения денежных средств в размере, эквивалентном стоимости приходящейся на него 1/4 доли указанного жилого помещения. Установленные ранее судом обстоятельства, по мнению Кокорина В.В., носят преюдициальный характер и свидетельствуют об обязанности жилищных органов повторно обеспечить его жильем за счет военного ведомства. Он также считает преждевременными оспариваемые решения жилищного органа, поскольку документы о сдаче жилого помещения представляются при получении жилых помещений по избранному месту жительства. Кокорин В.В. полагает ошибочными выводы суда о невозможности сдачи жилого помещения по месту службы и об отсутствии у его квартиры статуса коммунальной.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено, что в 2007 году Кокорину В.В. на состав семьи из четырех человек (истец, его супруга - Кокорина О.В., дочь супруги и их сын) за счет военного ведомства по договору социального найма предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. "адрес", ул. "адрес", д. N, кв. N, общей площадью 75,58 кв.м.
В 2010 году ввиду предстоящего увольнения по возрасту Кокорин В.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. "адрес" составом семьи один человек, в 2011 году он изменил избранное место жительства на г. "адрес". На основании решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 13 января 2014 г. брак между супругами Кокориными расторгнут.
В соответствии с ч. 1 ст. 61, ч. 1 ст. 62, ч. 1 ст. 63 и ч. 4 ст. 69 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). При этом договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из материалов дела видно, что единственным основанием для пользования истцом и членами его бывшей семьи жилым помещением, расположенным по адресу: г. "адрес", ул. "адрес", д. N, кв. N, является договор социального найма от 5 декабря 2007 г. N 8. Данных о расторжении этого договора и заключении бывшими членами семьи истца самостоятельного договора социального найма указанного жилого помещения или его части из дела не усматривается.
С учетом этих обстоятельств, а также сообщений ФГКУ ""адрес" территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и ГУП г. "адрес" "Управляющая компания ""адрес" района-N" от 13 апреля 2017 г. N 414, суд пришел к правильному выводу о том, что указанное жилое помещение коммунальной квартирой не является.
Самостоятельное внесение бывшей супругой истца коммунальных платежей данному выводу суда не противоречит, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 69 ЖК РФ если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
Согласно пп. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Следовательно, условием предоставления военнослужащему указанной выше категории жилого помещения в связи с переменой им при увольнении с военной службы места жительства является сдача жилья по прежнему месту жительства.
Данный вывод следует также из п. 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, согласно которой с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ранее предоставленного жилого помещения.
Имеющееся в деле (л.д. 208) обязательство Кокорина В.В. о сдаче жилищным органам комнаты в указанном жилом помещении при отсутствии данных о готовности бывшими членами его семьи освободить жилое помещение, вопреки доводам жалобы, не свидетельствует о наличии у истца реальной возможности сдать квартиру с целью последующего предоставления ее другим военнослужащим и членам их семей в порядке, установленном п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что Кокорин В.В. не вправе требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Принятие жилищными органами от Кокорина В.В. в порядке исполнения судебного решения денежных средств в размере, эквивалентном стоимости 1/4 доли указанного жилого помещения, ранее располагавшегося на территории иностранного государства, не свидетельствует о наличии в настоящее время у жилищных органов обязанности по повторному обеспечению Кокорина В.В. жилым помещением. При этом, как правильно отмечено судом первой инстанции, истец не лишен возможности поставить вопрос о возврате указанных денежных средств.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАСРФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 15 апреля 2017 г. по административному исковому заявлению Кокорина Валерия Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.