Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 09 августа 2017 г. по делу N 33а-1111/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Гришина С.В., Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой М.А. на решение Грозненского гарнизонного военного суда от 15 мая 2017 г., которым частично удовлетворены заявленные требования сержанта Алимирзоева Рамина Алимирзоевича об оспаривании действий Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы военнослужащих", связанных с отказом в исключении истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой М.А. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Алимирзоев Р.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 марта 2017 г. N 184/6/4789нс, которым отказано в направлении его документов для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Кроме того, административный истец просил суд обязать:
- Федеральное государственное казённого учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить его в сводный список для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы и направить указанный список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;
- Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации внести в реестр участников накопительно-ипотечной системы запись об исключении его из указанного реестра и направить сведения об этом в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы военнослужащих";
- Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы военнослужащих" возвратить в федеральный бюджет денежные средства, учтённые на его именном накопительном счёте, и закрыть указанный счёт.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования Алимирзоева Р.А. удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 марта 2017 г. N 184/6/4789нс, обязал жилищный орган включить Алимирзоева Р.А. в сводный список для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и направить данный список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
В удовлетворении остальных требований административного истца судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что законодательством не предусмотрено исключение военнослужащих из реестра участников накопительно-ипотечной системы по собственному желанию.
По мнению автора жалобы, суд первой инстанции неправомерно сослался на положения ГК Российской Федерации, поскольку данные правоотношения являются публичными.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы, могут стать участниками, изъявив такое желание.
В силу ч. 1 ст. 4, ст. 5 и ч. 4 ст. 13 того же Федерального закона реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа, а также при определенных условиях выплаты денежных средств, дополняющих эти накопления.
Накопления для жилищного обеспечения военнослужащих являются собственностью Российской Федерации. Они складываются из накопительных взносов, которые учитываются на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы. Прекращение участнику накопительно-ипотечной системы права на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном названным законом, сопровождается закрытием счёта и возвращением в федеральный бюджет накопленных взносов, а также иных учтённых на нём поступлений.
По смыслу положений ст. 1 и 9 ГК Российской Федерации, граждане осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению. При этом мнение автора жалобы о недопустимости применения к спорным правоотношениям положений данного кодекса является ошибочным, а приведенные выше законы и иные нормативные правовые акты не содержат положений, ограничивающих указанную категорию военнослужащих в возможности не осуществлять данное право.
Согласно п. 31 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, действовавшего на момент спорных правоотношений, региональное управление жилищного обеспечения при получении списка участников накопительно-ипотечной системы для исключения их из реестра проверяет его на соответствие требованиям настоящего Порядка и формирует сводный список участников накопительно-ипотечной системы для исключения их из реестра по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку и направляет его в соответствии с пунктом 15 данного Порядка в регистрирующий орган.
Аналогичный порядок установлен в пункте 29 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245, действующего с 10 июня 2017 г., в котором указано, что подразделение жилищного обеспечения (отдельный орган военного управления) при получении списков участников накопительно-ипотечной системы для исключения из реестра проверяет их на соответствие требованиям настоящего Порядка и формирует сводный список участников накопительно-ипотечной системы для исключения из реестра по рекомендуемому образцу согласно приложению N 7 к настоящему Порядку и направляет его с документами, подтверждающими возникновение оснований для исключения из реестра, в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 12 данного Порядка.
Из вышеназванных нормативных правовых актов следует, что в полномочия управления жилищного обеспечения входит при поступлении из воинской части списка участников накопительно-ипотечной системы сформировать сводный список участников накопительно-ипотечной системы для исключения из реестра по рекомендуемому образцу и направить его с документами, подтверждающими возникновение оснований для исключения из реестра, в регистрирующий орган. Поэтому довод жалобы о том, что законодательством не предусмотрено исключение военнослужащих из реестра участников накопительно-ипотечной системы по собственному желанию, является несостоятельным.
По делу установлено, что в 2006 году Алимирзоев Р.А. заключил первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации и впоследствии проходил военную службу по контракту в различных воинских частях, а с декабря 2016 года - в войсковой части N в воинском звании сержант.
С 31 мая 2013 г. Алимирзоев Р.А. по собственному желанию включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
21 сентября 2016 г. истец обратился к командиру войсковой части N с рапортом, в котором просил исключить его из реестра участников накопительно-ипотечной системы в целях реализации своего права на получение жилого помещения иным способом, предусмотренным законом для категории военнослужащих, к которой он относится.
Вступившим в законную силу решением Грозненского гарнизонного военного суда от 2 декабря 2016 г. действия командира войсковой части N, связанные с отказом Алимирзоеву Р.А. в оформлении документов для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы, признаны незаконными и на указанное воинское должностное лицо возложена обязанность оформить и направить документы в жилищный орган для исключения его из указанного реестра.
Во исполнение названного судебного постановления командиром воинской части в адрес Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации направлен список участников накопительно-ипотечной системы для исключения их из реестра, в который включён Алимирзоев Р.А.
Из ответа Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 марта 2017 г. N 184/6/4789нс видно, что командиру войсковой части N вышеназванные документы возвращены и разъяснено о невозможности исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих на том основании, что законом не предусмотрен добровольный порядок такого исключения.
Поскольку истец не воспользовался деньгами, находящимися на его именном накопительном счёте, и целевой жилищный заём ему не предоставлялся, то условия, с которыми закон связывает выполнение государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, для Алимирзоева Р.А. еще не наступили. Следовательно, оспариваемое решение Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, оформленное сообщением, в котором указано на ограничение волеизъявления истца, выраженного до выполнения государственного обязательства по обеспечению его жильём, на законе не основан.
Так как реализация волеизъявления истца о закрытии именного накопительного счёта чьих-либо прав и законных интересов, включая публичные, не нарушает, суд пришёл к правильному выводу о незаконности содержания указанного выше решения о невозможности направления соответствующих документов об исключении Алимирзоева Р.А. из реестра участников накопительно-ипотечной системы, возложив на Федеральное государственное казённое учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанность включить его в сводный список для исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и направить данный список в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая то, что вышеназванные требования жилищным органом не выполнены, то суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской федерации внести в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих запись о его исключении из указанного реестра и направить сведения об этом в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы военнослужащих".
Таким образом, апелляционная жалоба представителя административного ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грозненского гарнизонного военного суда от 15 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Алимирзоева Рамина Алимирзоевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи С.В. Гришин
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.