Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 16 августа 2017 г. по делу N 33а-1144/2017
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Носова Н.В., Патланя В.А.,
при секретаре судебного заседания Журовой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 г., которым отказано в удовлетворении заявленных требований старшего сержанта в отставке Мостовой Ларисы Вячеславовны об оспаривании решения федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии истца и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и действий командира войсковой части N, связанных с порядком увольнения истца с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа капитана юстиции Касьянова С.А., предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Мостовая Л.В. обратилась в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными:
- решение федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 января 2017 г. N ОН/13-14/1 об отказе в принятии её и членов её семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- приказы командира войсковой части N от 9 декабря 2016 г. N 51 об увольнении с военной службы и от 13 декабря 2016 г. N 103 и 272 об исключении из списков личного состава воинской части.
Кроме того, административный истец просил суд обязать административных ответчиков отменить оспоренные ею решение и приказы, признать нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включить её в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилищном обеспечении, восстановить на военной службе и в списках личного состава воинской части до обеспечения жильём.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит содержание отдельных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" и жилищного законодательства, считает, что предоставленное бывшему супругу жилое помещение не относилось к государственному жилищному фонду, полагает, что у командира воинской части отсутствовали основания для увольнения её с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения жильём, ввиду того, что она такого согласия не давала.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель командира войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Частью 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственным жилищным фондом является совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 5, 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., существовали следующие виды жилищного фонда: государственный (жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству), общественный (жилые дома, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзам и иным общественным организациям), жилищно-строительных кооперативов (жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам) и индивидуальный (жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан).
Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В силу ст. 42 и 47 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете на основании решения о предоставлении жилого помещения. При этом гражданину выдавался ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Поэтому в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильём за счёт государства.
По делу установлено, что на основании протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г. "адрес" от 22 апреля 1994 г. N 3 Мостовому В.В. (бывшему супругу административного истца) на состав семьи 4 человека, в том числе и на Мостовую Л.В., выдан ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" край, г. "адрес", N микрорайон, д. N, кв. N N, общей площадью 70,6 кв. метров.
31 января 1998 г. названное жилое помещение было передано в муниципальную собственность г. "адрес""адрес" края на основании постановления губернатора "адрес" края от 31 января 1998 г. N 50 "Об утверждении перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность г. "адрес"".
В последующем брак между Мостовым В.В. и Мостовой Л.В. расторгнут, а в 2001 году административный истец поступила на военную службу по контракту.
Согласно копии договора передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизации жилья) от 6 ноября 2002 г., в указанную дату администрация г. "адрес""адрес" края передала Мостовой Л.В. и двум её детям вышеуказанную квартиру, которые в последующем оформили её в долевую собственность, что усматривается из копий свидетельств о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Из договора дарения от 4 августа 2008 г. видно, что истец вместе с детьми подарила каждый свою долю названного жилого помещения матери Мостовой Л.В. - ФИО12
Решением федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 16 января 2017 г. N ОН/13-14/1 Мостовой Л.В. отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на том основании, что она ранее была обеспечена жилым помещением из государственного жилищного фонда в составе семьи своего бывшего супруга.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что решение о распределении названного выше жилого помещения было принято и утверждено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г. "адрес""адрес" края, вывод суда о том, что Мостовая Л.В. была обеспечена квартирой за счёт государственного жилищного фонда и в последующем распорядилась ею, вопреки мнению автора жалобы, является правильным.
Приказами командира войсковой части N от 9 декабря 2016 г. N 51 Мостовая Л.В. уволена с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Приказами командира войсковой части N от 13 декабря 2016 г. N 103 и 272 она исключена из списков личного состава воинской части.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N 900, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Поскольку Мостовая Л.В. поставила вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счёт государства, при обеспеченности ранее жилым помещением из государственного жилищного фонда и без его сдачи, суд первой инстанции применительно к п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришёл к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения жилищного органа об отказе в принятии на жилищный учёт и действий командира воинской части, связанных с увольнением Мостовой Л.В. с военной службы и исключением её из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения.
При этом согласие такого военнослужащего на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения не требуется.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 24 мая 2017 г. по административному исковому заявлению Мостовой Ларисы Вячеславовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: Н.В. Носов
В.А. Патлань
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.