судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.
судей Федосовой Н.Н., Берман Н.В.
при секретаре Елисеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца ГребенщиковаДмитрия Дмитриевича на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 мая 2017 года,
которымпостановлено:
"В удовлетворении иска Гребенщикова Дмитрия Дмитриевича к Администрации г. Липецка, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании права собственности на жилой дом по адресу:"адрес"общей площадью всех частей здания 282, 8 кв.м., общей полезной площадью 281, 4 кв.м., в том числе жилой площадью 99,9 кв.м., отказать".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гребенщиков Д.Д. обратился в суд с иском к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка о признании права собственности на жилой дом, с учетом произведенной реконструкции, состоящий из домов лит. А с пристройками и лит. Б с пристройками, общей площадью 282, 2 кв.м., общей полезной площадью 281, 4 кв.м., в том числе жилой площадью 99, 9 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", ссылаясь на то, что является собственником спорного жилого дома и земельного участка. Истец в отсутствие разрешительных документов произвел реконструкцию дома путем реконструкции расположенных на земельном участке времянки и сараев в жилой дом лит. Б с пристройками, возвел пристройку Лит. б. Реконструкция дома произведена в соответствии с необходимыми нормами и правилами, не нарушает чьих-либо законных интересов и прав, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Липецка, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Шишкина Т.А., Котова О.В., Шишкина Ю.В., собственники земельного участка по"адрес".
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого судебного решения.
Выслушав представителя истца Гончарову Е.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 3 ФЗ от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 названного Кодекса право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент- устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным и земельным законодательством, правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.
В части 1 ст.35 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с положениями частей 2, 2.1, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
В силу ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Судом установлено следующее.
Гребенщиков Д.Д. является собственником жилого "адрес",общей площадью 83,3 кв.м., кадастровый N, состоящий из лит. А с пристройками лит. а, а2, хозяйственными постройками.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 1000 кв.м. кадастровый N, назначением "для индивидуального жилого дома", принадлежащем на праве собственности Гребенщикову Д.Д.
Согласно техническому паспорту по состоянию на07.11.2016года жилой "адрес" имеет общую площадь 281, 4 кв.м., в том числе жилую площадь 99,9 кв.м. Домовладение состоит из двух отдельно стоящих жилых домов лит. А с пристройками и лит. Б с пристройками. Дом лит. А одноэтажный и состоит из: жилой дом лит. А, жилая пристройка лит. А1, жилая пристройка лит. А2, погреб под лит. А1, вход в погреб. Дом лит. А с пристройками общей площадью 83,1 кв.м., общей полезной площадью 83,1 в.м., в том числе жилой площадью 55,5 кв.м. Дом лит. Б двухэтажный и состоит из: жилой дом лит. Б, пристройка лит.б. Дом лит. Б с пристройками общей площадью 199, 7 кв.м., общей полезной площадью 198, 3 в.м., в том числе жилой площадью 44,4 кв.м. В составе домовладения имеются также хозпостройки и сооружения: гараж лит. Г6, сарай лит. Г7, уборная лит. Г8, навес лит Г9, теплица из поликарбоната, сливная яма I, сливная яма II, забор1, забор 2.
Дом подвергнут реконструкции путем самовольного возведения пристройки Лит. б, площадью 2 кв.м. и реконструкции лит. Б из существующих сараев, на том же фундаменте.
02.12.2016года Управлением градостроительного контроля Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) жилого "адрес", поскольку не были представлены документы, предусмотренные ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (градостроительный план земельного участка и схема планировочной организации земельного участка).
По сообщению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка земельный "адрес""адрес" расположен в территориальной зоне Ж-7 - зоне малоэтажной жилой застройки городского типа с земельными участками.
Согласно ст. 42 Правил землепользования застройки города Липецка, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 года N51 параметры разрешенного строительства для данной территории составляют:
высота жилых зданий до 3 этажей (включая мансардный);
- процент застройки от площади земельного участка для жилых домов коттеджного типа и объектов обслуживания - до 60%,
- площадь участка для жилого дома коттеджного типа минимальная 0,04 га, максимальная 0,08 га;
- жилой дом коттеджного типа должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 метров, от красной линии проездов не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственных построек до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров;
- минимальные расстояния от границ землевладения до строений, а также между строениями:
- основного строения - 3 метра;
- хозяйственных и прочих строений - 1 метр;
- открытой стоянки - 1 метр;
- отдельно стоящего гаража - 1 метр;
- от постройки для содержания скота и птицы - 4 метра; от других построек (бани, гаражи и др.) - 1 метр;
- от стволов высокорослых деревьев - 4 метра; среднерослых - 2 метра; от кустарника - 1 метр. Расстояния измеряются до наружных граней стен строений.
Из исполнительной съемки земельного участка предоставленной суду истцом следует, что жилые дома лит. А и лит. Б расположены на минимальном расстоянии друг от друга 0, 67 м. Дом лит. Б расположен на расстоянии 0, 40 м до границы с земельным участком по"адрес".
Отказывая в требованиях истцу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при реконструкции жилого дома параметры разрешенного строительства не соблюдены, а также не соблюдено минимальное противопожарное расстояние между жилыми зданиями на земельном участке истца , и с соседним земельным участком, в связи с чем, признание за истцом права собственности на возведенное им строение, не возможно.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может.
В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Как следует из Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ от 06.07.2016 года, согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Статьей 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п. 1).
Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения ( ст. 304 ГК РФ). В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.
В данном случае истцом осуществлялась реконструкция отдельно стоящего жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи. Независимо от того, что в результате реконструкции образовалось два жилых строения, данный жилой дом не перестал быть объектом индивидуального жилищного строительства, т.к. по функциональному назначению он по-прежнему используется для проживания только семьи собственника.
Кроме того, суд первой инстанции отказывая в иске, не дал оценки тому обстоятельству, что истцом осуществлена реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства в уже существующей с 1967 года застройке, в границах, существующих с 1967 года строений - хозяйственных построек (сараев), на том же фундаменте.
Пунктом 1 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Таблица 11, являвшаяся приложением к указанному закону и предусматривавшая противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями в пределах 6 - 15 метров в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности, утратила силу на основании Федерального закона от 10.07.2012 г. N 117-ФЗ, которым была изложена в приведенной выше редакции ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, не предусматривающая в настоящее время конкретные противопожарные расстояния и порядок их определения.
Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. N 288 утвержден Свод правил СП 4.13130 "Системы пожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям.
В соответствии с пунктом 1.1 действующего Свода правил СП 4.13130.2013 он применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Пунктом 4.3 указанного Свода правил предусмотрено, что противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 1.
Пункт 4.13 Свода правил СП 4.13130.2013 устанавливает требования к противопожарным расстояниям между жилыми домами соседних земельных участков, расположенных на садовом, дачном или приусадебном земельном участке.
Противопожарные расстояния между жилым домом и хозяйственными постройками, а также между хозяйственными постройками в пределах одного садового, дачного или приусадебного земельного участка не нормируются.
Согласно п. 4.11 противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, сооружениями I, II, III степени огнестойкости не нормируются (при условии обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники), если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.
Положения пунктов 4.11, 4.13 Свода правил судом учтены не были.
В подтверждение соответствия спорного жилого дома, с учетом реконструкции лит. Б и возведенной пристройки лит. б, требованиям нормам пожарной безопасности, истцом представлено заключение одела надзорной деятельности по г. Липецку УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области о том, что нарушения требований пожарной безопасности не выявлено.
В подтверждение соответствия спорного жилого дома, с учетом реконструкции лит. Б и возведенной пристройки лит. б, требованиям градостроительных и строительных норм и правил, истцом были представлены заключения ООО"Проектстальконструкция", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Липецкой области" о том, что все несущие и ограждающие конструкции дома отвечают требованиям прочности, устойчивости и долговременной эксплуатации, дом соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Реконструкция спорного жилого дома произведена на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке, с учетом разрешенного использования "для индивидуального жилого дома", на том же месте, где объект находился до реконструкции, не изменив плотность застройки.
Доводы представителей ответчика о том, что назначение земельного участка не соблюдено, поскольку на нем расположено два дома, следует признать не состоятельными, поскольку согласно техническому паспорту, пояснениям истца и его требованиям, Лит. А и Лит. Б. являются единым жилым объектом, индивидуальным жилым домом, предназначенным для проживания одной семьи.
Собственники соседнего земельного участка и жилого "адрес" Шишкина Т.А., Шишкина Ю.В., Котова О.В. (л.д.62-64), по границе, с которыми располагаются реконструируемые истцом сараи, возражений против иска не предоставили. В суд предоставили заявления, в которых указали, что не возражают против реконструкции сараев и строительства жилого дома по "адрес".
Аналогичные заявление (л.д. 92-93) были предоставлены суду собственниками "адрес" - П. и П.
С учетом анализа представленных истцом доказательств и обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что установленные судом первой инстанции нарушения (жилые дома лит. А и лит. Б расположены на минимальном расстоянии друг от друга 0, 67 м., дом лит. Б расположен на расстоянии 0, 40 м до границы с земельным участком по"адрес") не являются существенными, влекущими ограничение права собственности истца и не могут послужить основанием отказа ему в иске.
В данном случае, исходя из установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, с учетом осуществления реконструкции объекта в существующей застройке с 1967 года, на месте находящихся сараев, в тех же объемах планировки территории, параметров, следует, что права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, градостроительные и строительные нормы и правила, существенным образом не нарушаются. Сохранение объекта в реконструированном состоянии не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Не может послужить основанием к отказу в иске тот факт, что сарай Лит. Г7 находится за пределами границ земельного участка истца на 1,91 м., поскольку объектом недвижимости и права собственности является жилой дом, сарай является хозяйственной постройкой для строительства которого не требуется разрешение, и при нарушении прав и законных интересов собственника земельного участка, который частично захвачен истцом, собственник не лишен возможности защитить свои права и законные интересы установленными ГК РФ способами.
Таким образом, судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа в иске истцу к администрации г. Липецка, органу местного самоуправления, выдающего разрешение на строительство, надлежащему ответчику по делу подлежит отмене, и полагает возможным удовлетворить требование истца и признать за истцом право собственности на жилой "адрес",общей площадью 281,4 кв.м., жилой площадью 99,9 кв.м. с учетом реконструкции лит. Б и возведенной пристройки лит. б.
Решение суда в части отказа в иске к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка является правильным, поскольку департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем, в этой части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 16 мая 2017 года отменить, постановить новое решение.
Признать за Гребенщиковым Дмитрием Дмитриевичем право собственности на жилой "адрес",общей площадью 281, 4 кв.м., жилой площадью 99,9 кв.м. с учетом реконструкции лит. Б и возведенной пристройки лит. б.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.