судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Нагайцевой Л.А.,
судей Берман Н.В. и Долговой Л.П.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.,
при секретаре Артемовой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе законного представителя истицы ФИО12 и апелляционному представлению прокурора Долгоруковского района Липецкой области на решение Тербунского районного суда Липецкой области от 07 июня 2017 года, которым постановлено:
" в удовлетворении исковых требований прокурора Долгоруковского района Липецкой области в интересах несовершеннолетней ФИО13 к ГУЗ "Долгоруковская РБ", Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности выписывать рецепт на бесплатное получение лекарственных препаратов, организовывать обеспечение лекарственными препаратами отказать ".
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Прокурор Долгоруковского района Липецкой области , действующий в интересах несовершеннолетней ФИО14 , обратился в суд с иском к ГУЗ "Долгоруковская РБ" , Управлению здравоохранения Липецкой области об обеспечени и ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рождения, лекарственными препаратами " "данные изъяты" "данные изъяты"" ("данные изъяты"), " "данные изъяты" "данные изъяты"" ("данные изъяты").
Заявленные требования обосновывал тем, что несовершеннолетняя ФИО16 является ребенком-инвалидом, имеет инвалидность в связи с заболеванием "данные изъяты". "данные изъяты". Обострение "данные изъяты". ДН "данные изъяты". При лечении ребенка в ФГУ "Российская детская клиническая больница" г. Москва ей по жизненным показаниям был и назначены препараты ""данные изъяты" "данные изъяты" " ( "данные изъяты" "данные изъяты") и ""данные изъяты" "данные изъяты" " ( "данные изъяты" "данные изъяты"), которые жизненно необходимы и замене не подлеж а т. Однако , в нарушение требований законодательства было отказано в бесплатном предоставлении указанных лекарственных препаратов несовершеннолетней ФИО17 Поскольку данные лекарства необходим ы ребенку по жизненным показаниям, а также в целях недопущения нарушения прав ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь, прокурор обратился в суд с настоящими требованиями.
В суде истец и законный представитель несовершеннолетнего ребенка - Ярлыкова Н.А. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ГУЗ "Долгоруковская районная больница" в судебном заседании иск не признал, пояснив, что препараты ""данные изъяты" "данные изъяты" " и ""данные изъяты" "данные изъяты" " не включены в перечень лекарственных препаратов для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан .
Представител и ответчика Управления здравоохранения Липецкой области исковые требования не признал и, ссылаясь на то, что ФИО18 как инвалид детства имеет право на амбулаторное обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупке для такого обеспечения за счет средств федерального бюджета, утвержден приложением N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р. "данные изъяты" и "данные изъяты" в перечень лекарственных препаратов приложения N 2 к Распоряжению N 2724-р не включены. Данные лекарственные препараты также не включены в Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупке за счет средств областного бюджета для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан, утвержден ный постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2016 N 546 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" . ФИО19 в соответствии с характером и степенью тяжести ее заболевания за счет средств федерального бюджета амбулаторно обеспечивается включенным и Распоряжени ем N 2724-р лекарственными средствами: "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе законный представитель несовершеннолетней ФИО20 - Ярлыкова Н.А., а также в апелляционном представлении прокурор Долгоруковского района Липецкой области просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, нарушение и неправильное применение судом норм материального права, не применение закона, подлежащего применению.
Выслушав прокурора, поддержавшего апелляционное представление, законного представителя несовершеннолетней ФИО21 - Ярлыкову Н.А., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения представителей ответчиков, изучив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Статьями 4.1, 6.1, 6.2 ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что дети -инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена бесплатная медицинская помощь, предусматривающая бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами.
В ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ указано, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Закона N 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации Постановлением от 19 декабря 2016 года N 1403 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, которая в разделе V предусматривает осуществление обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям указанного раздела V за счет бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется закупка лекарственных препаратов для лечения больных локачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В данный перечень включены, в том числе дети-инвалиды в возрасте до восемнадцати лет.
Из материалов дела установлено, что ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком - инвалидом с заболеванием: "данные изъяты".
Согласно выписке из истории болезни N 1333-с ФГУ "Российская детская клиническая больница" в г. Москва, несовершеннолетней ФИО23 стационарно в период с 30.01.2017 года по 09.02.2017 года проводилась терапия ингаляционно "данные изъяты" 2,5 кап/сут. Рекомендовано: ингаляционная терапия в связи с хроническим посевом грамм отрицательной флоры - "данные изъяты" 75 мг/мл - 4,0 мл N56 ("данные изъяты") х 2 раза в день циклами по 28 дней с перерывом 28 дней, перерыв длительно. По жизненным показаниям, замене не подлежат. На курс лечения длительностью 6 месяцев. Показаны курсы ингаляций с "данные изъяты" по 2 млн х 3 р/д - 28 дней, чередовать курсами с "данные изъяты".
Приведенные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований о бесплатном обеспечении ФИО24 указанными лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для этого. Выводы суда в данной части основаны на анализе действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.
Согласно п. 21 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, лекарственными препаратами.
В соответствии с ч. 7 ст. 44 Федерального закона N 323-ФЗ обеспечение лиц, больных, в том числе, муковисцидозом, осуществляется по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации и сформированному в установленном им порядке.
Обеспечение лекарственными препаратами больных мукависцидозом осуществляется в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных, в частности, указанным заболеванием, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 года N 2724-р.
Поскольку лекарственные препараты ""данные изъяты"" в указанный Перечень не включены, у суда отсутствовали правовые основания для признания исковых требований обоснованными.
Отсутствуют основания и для бесплатного обеспечения ребенка указанными лекарственными препаратами и за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Отказывая истице в обеспечении лекарственными препаратами ""данные изъяты" "данные изъяты" " и " "данные изъяты" " за счет средств бюджета субъекта, Управление здравоохранения по Липецкой области указывало на то, что обеспечение лекарственными препаратами больных, страдающи х заболеванием "данные изъяты", осуществляется за счет средств федерального бюджета, а кроме того, данные лекарственные препараты не входят в перечень лекарственных препаратов для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан за счет средств областного бюджета.
В соответствии с п.4 ст. 13 главы 4 Закона Липецкой области от 02.12.2004года N141-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области" несовершеннолетняя Ролдугина В.И. как ребенок -инвалид, страдающий заболеванием "данные изъяты", имеет право на бесплатное амбулаторное обеспечение по рецептам врачей лекарственными препаратами, включенными в перечни, утвержденные программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи, необходимыми для лечения таких заболеваний, при отсутствии у таких граждан права на такое обеспечение по иным установленным законодательством Российской Федерации основаниям.
При этом, Перечень лекарственных препаратов, подлежащих закупке за счет средств областного бюджета для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан, утвержден ный постановлением администрации Липецкой области от 30.12.2016 года N 546 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не включает в себя такие л екарственные препараты : ""данные изъяты" "данные изъяты" и "данные изъяты" ".
В данный Перечень при заболевании ""данные изъяты"" включены - "данные изъяты", "данные изъяты", которыми, как усматривается из материалов дела, пояснений сторон, ФИО25. обеспечивается. При этом также сторонами не оспаривалось, что лекарственные препараты ""данные изъяты" "данные изъяты" " ФИО26 получает при стационарном лечени и.
При таких обстоятельствах, анализируя действующее законодательство, регулирующее возникшие между сторонами правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для обеспечения ребенка-инвалида указанными лекарственными препаратами на законных основаниях при амбулаторном лечении не имеется.
Поскольку лекарственные препараты "т обрамицин и колистиметат натрия " не входят в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчиков обязанности по обеспечению ребенка-инвалида ФИО27 указанными лекарственными препаратами.
То обстоятельство, что ""данные изъяты"" включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 года N 2885-р, основанием для удовлетворения исковых требований не является.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Таким образом, отсутствие лекарственного препарата в соответствующем Перечне не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации").
Согласно положениям ч. 2 ст. 48 Закона "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" врачебная комиссия создается в медицинской организации. Ее целью, среди прочего, является осуществление оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Однако, в материалы дела не представлено решение врачебной комиссии ГУЗ "Долгоруковская РБ" о необходимости применения ФИО28 лекарственных препаратов "т обрамицин и колистиметат натрия " по жизненным показаниям или по иным предусмотренным приведенными правовыми нормами основаниям.
Имеющиеся в материалах дела выписки из медицинской карты стационарного больного ФИО29. с рекомендациями врачей ФГУ "Российская детская клиническая больница" не являются основанием для возложения на ответчиков обязательств по индивидуальному обеспечению ребенка-инвалида данными лекарственными средствами в рамках гарантированного государством набора социальных услуг.
Доводы жалобы и представления о нарушении права ребенка -инвалида на гарантированное государством бесплатное получение лекарственных препаратов, являются несостоятельными, поскольку государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Из материалов дела достоверно установлено, что такая помощь ФИО30 оказывается.
Более того, в суд апелляционной инстанции представлено Распоряжение администрации Липецкой области от 14.08.2017 года N 323-р, согласно которому из резервного фонда администрации области выделены управлению социальной защиты населения Липецкой области 1860000 руб., в том числе для оказания разовой материальной помощи Ярлыковой Н.А. 620000 руб. на приобретение лекарственных препаратов, необходимых для лечения ребенка, что свидетельствует о том, что принимаются возможные и необходимые меры к обеспечению ребенка- инвалида ФИО31 жизненно необходимыми лекарственными средствами.
Иные приведенные в апелляционной жалобе и представлении доводы на законность постановленного решения не влияют и основанием для его отмены служить не могут, поскольку сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, они являлись предметом исследования суда первой инстанции, в решении суда им дано подробное обоснование, которое судебная коллегия находит соответствующим закону и обстоятельствам дела. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Само по себе несогласие с выводами суда не свидетельствует об их необоснованности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции по доводам жалобы и апелляционного представления отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Тербунского районного суда Липецкой области от 07 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу законного представителя ФИО32 - Ярлыковой Натальи Алексеевны и апелляционное представление прокурора Долгоруковского района Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.