ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дудников С.А.
Докладчик Федосова Н.Н. Дело N 33а-2983/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 августа 2017 года с удебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Игнатенковой Т.А.
судей: Федосовой Н.Н., Букреева Д.Ю.
при секретаре: Игнатовой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционное представление прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 26 мая 2017 года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Грязинский муниципальный район Липецкой области к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии нормативных правовых актов об утверждении административных регламентов по порядку предоставления муниципальных услуг; о понуждении администрации Грязинского муниципального района Липецкой области принять нормативные правовые акты об утверждении административных регламентов по порядку предоставления муниципальной услуги, отказать".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Грязинский муниципальный район Липецкой области о признании незаконным бездействия администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, выразившееся в не принятии нормативных правовых актов об утверждении административных регламентов по порядку предоставления муниципальных услуг, обязании принять нормативные правовые акты об утверждении административных регламентов по порядку предоставления муниципальных услуг, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки исполнения администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области федерального законодательства, регламентирующего вопросы предоставления муниципальных услуг, установлено, что ответчиком до настоящего времени не разработаны и не приняты нормативные правовые акты об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг. В результате отсутствия указанных административных регламентов предоставления муниципальных услуг в области ответчиком проявляется бездействие по выполнению требований закона, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности, а также нарушение интересов муниципального образования Грязинский район Липецкой области как субъекта земельных и иных правоотношений в области благоприятной и безопасной окружающей среды.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурор Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на доводы, которые были изложены в иске и суде первой инстанции.
Выслушав представителя Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области А.В. Мамонова, проверив доводы апелляционного представления, материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Закона).
В силу части 1 статьи 12 Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Статьей 13 Закона установлено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента). В свою очередь, порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Судом установлено, что Грязинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, в ходе которой было установлено, что администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области не разработаны и не приняты нормативные правовые акты об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг.
С 01 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляются полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Постановлением администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 09 августа 2016 года N762 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Согласно пункту 3 Порядка проект административного регламента разрабатывается отделами администрации Грязинского муниципального района, муниципальными учреждениями, к сфере деятельности которых относится предоставление соответствующей муниципальной услуги.
Административные регламенты утверждаются постановлением администрации Грязинского муниципального района Липецкой области (пункт 6 Порядка).
Постановлением администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 28 февраля 2017 года N309 утвержден Перечень типовых муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Грязинского муниципального района.
В разделе "Отдел земельных и имущественных отношений администрации Грязинского района" перечня типовых услуг указаны следующие виды услуг: за номером 20 значится муниципальная услуга ? "Постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления земельного участка"; за номером 21 значится муниципальная услуга - "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам, имеющим трех и более детей"; за номером 22 "Предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам его деятельности"; за номером 23 - "Предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного для комплексного освоения территории Грязинского муниципального района", 24 - "Утверждение схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории на территории сельских поселений Грязинского муниципального района", за номером 25 -"Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение", за номером 26 -"Предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и предоставленного для комплексного освоения".
Из сведений, представленных представителем административного ответчика, проекты административных регламентов, наименования которых указаны в пунктах 20, 21,22,23 Перечня типовых услуг, были размещены 04 апреля 2017 года на официальном сайте администрации Грязинского муниципального района.
Согласно пункту 18.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, разработчик административного регламента обязан разместить его проект на официальном сайте администрации района в целях проведения независимой экспертизы, при этом, срок размещения проекта не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта на сайте.
По истечении месяца проект регламента направляется для проведения экспертизы, а затем согласования в управлении финансов.
Административным ответчиком предоставлено суду первой инстанции Постановление администрации Грязинского муниципального района от 16.12.2013 года N 2902 "Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений", административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения", "Предоставление земельных участков для жилищного строительства", "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов".
Суд первой инстанции, приходя к выводу об отказе в заявленных требований исходил из того, что представленные административным ответчиком доказательства, свидетельствуют о том, что ответчиком проводится разработка проектов нормативных правовых актов - административных регламентов, был утвержден перечень типовых услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Грязинского муниципального района, выполнены мероприятия по разработке 4 административных регламентов по предоставлению соответствующих услуг, работа над разработкой других административных регламентов продолжается в плановом порядке, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.
Судебная коллегия с учетом анализа представленных доказательств, действующего законодательства, полагает, что суд первой инстанции на момент рассмотрения дела сделал правильные выводы, с которыми не согласиться оснований не имеется.
Кроме того, необходимо учитывать, что полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, а соответственно и обязанность по предоставлению связанных с данными полномочиями муниципальных услуг возникла у административного ответчика с 01.01.2017 года.
Довод апелляционного представления прокурора о том, что часть регламентов административным ответчиком была разработана после обращения с иском в суд, а часть регламентов не разработана, не может повлечь отмену решения суда, поскольку необходимо учитывать, что полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, а соответственно и обязанность по предоставлению связанных с данными полномочиями муниципальных услуг возникла у административного ответчика с 01.01.2017 года и на день принятия решения судом первой инстанции 26.05.2017 года, истекший срок нельзя признать длительным и нарушенным по принятию административных регламентов. Установленные судом первой инстанции обстоятельства дела, не являются обстоятельствами, подтверждающими бездействие административного ответчика.
Доказательств нарушения административным ответчиком прав и свобод граждан или осуществление им препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, предоставлено не было.
При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления прокурора являются несостоятельными, судом нарушений норм материального и процессуального права не допущено, соответственно оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 310-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 26 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Грязинской межрайонной прокуратуры Липецкой области без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.