Липецкий областной суд в составе:
председательствующего
Михалевой О.В.
с участием прокурора
Копытиной Г.И.
при секретаре
Сырых К.Д.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нова Строй" о признании недействующими пунктов N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 1600-з от 27.11.2015 года
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нова Строй" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пунктов N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденного решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 1600-з от 27.11.2015 года.
По мнению административного истца, объекты с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу :"адрес", принадлежащие ООО "Нова Строй" не относятся к объектам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законе Липецкой области от 27 ноября 2003 года N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Административный истец также ссылался на то, что управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области не проведено обследование данных объектов в целях определения вида их фактического использования и не составлен акт о фактическом использовании для целей налогообложения. Истец настаивает на том, что указанные объекты не предназначены для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры и фактически для этого не используются.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Александровская О.Н. заявление поддержала, пояснив, что включение в Перечень объектов недвижимости помещений с кадастровыми номерами N неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Уколова Т.В. признала исковые требования, ссылаясь на то, что при обследовании фактического использования помещений N установлено, что в помещении N используемая в административных целях площадь составляет 260, 2 кв.м. или 10 % от общей площади помещения, а в помещении N используемых площадей для административных целей не выявлено, что подтверждается актами от 3.08.2017 г.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативного правового акта на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия нормативного правового акта, а также заслушав заключение прокурора Копытиной Г.И. об удовлетворении заявления, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Такой Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1. Закона Липецкой области от 27 ноября 2015 года N80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" (приложение) утвержден Решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N1600-з от 27 ноября 2015года.
В соответствии с Положением об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденным Распоряжением администрации Липецкой области от 7 октября 2010года N402-р, Управление является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области. В соответствии со статьей 4.3 названного Положения Управление издает нормативные правовые акты, в частности, по вопросам утверждения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. (абз. введен распоряжением администрации Липецкой области от 25.05.2016г. N258-р). Управление в соответствии с Положением определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п.2.49 Положения в редакции распоряжения администрации Липецкой области от 22.11.2016 года N553-р). В соответствии с п.2.49 Положения в редакции распоряжения администрации Липецкой области от 17.01.2014года N4-р Управление определяло перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлены особенности определения налоговой базы для уплаты налога на имущество организаций.
Таким образом, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области является органом, который на момент издания Решения N1600-з от 27.11.2015 года обладало достаточной компетенцией для принятия по предметам совместного ведения названного нормативного акта.
В силу пункта 1 подпункта 2 статьи 378.2 НК РФ в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. (п. 4.1 введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии со ст.1.1 п.2 Закона Липецкой области от 27 ноября 2003 г. N 80-ОЗ " О налоге на имущество организаций в Липецкой области " (в редакции от 27.11.2014 г. N 331-ОЗ), налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения : нежилые помещения, общей площадью свыше 2000 кв.метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Нова Строй" является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу :"адрес" помещения N.
Согласно кадастровым паспортам на вышеуказанные помещения, помещение N имеет кадастровый номер N, помещение N- N, назначение помещений- нежилые, тип "гостиница". Названные помещения N с кадастровыми номерами объектов N по адресу: "адрес" помещения N включены в пункты N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.
В силу ч.3,5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Согласно ч.10 ст.213 КАС РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, суд считает возможным принять признание иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
Согласно актам обследования от 3.08.2017 г., представленных административным ответчиком, при обследовании фактического использования помещений N установлено, что в помещении N используемая в административных целях площадь составляет 260, 2 кв.м. или 10 % от общей площади помещения, а в помещении N используемых площадей для административных целей не выявлено. При таких обстоятельствах помещения с кадастровыми номерами объектов N по адресу: "адрес" помещения N включенные в пункты N названного Перечня (приложение к Решению от 27.11.2015 года N1600-з) не отвечает признакам объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как кадастровая стоимость.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области, в связи с чем удовлетворяет административные исковые требования административного истца ООО "Нова Строй". Пункты N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость на 2016 год, подлежат признанию недействующими с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
В связи с удовлетворением требований ООО " Нова Строй" в его пользу с Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в счет возврата государственной пошлины подлежит взысканию 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Нова Строй" удовлетворить.
Признать пункты N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год ( кадастровые номера объектов N по адресу : "адрес" помещения N утвержденного решением Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 1600 -3 от 27.11.2015 года, недействующими с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в пользу ООО "Нова Строй" возврат государственной пошлины в размере 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В.Михалева
Решение в окончательной
форме изготовлено 8.08.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.