Председатель Липецкого областного суда Марков И.И., рассмотрев жалобу акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на постановление начальника отдела по надзору и контролю по охране труда (АПК и непроизводственных отраслей) Государственной инспекции труда в Липецкой области от 13 марта 2017 года, решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 17 мая 2017 года и решение судьи Липецкого областного суда от 22 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по надзору и контролю по охране труда (АПК и непроизводственных отраслей) Государственной инспекции труда в Липецкой области от 13 марта 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Липецка от 17 мая 2017 года, АО "Страховое общество газовой промышленности" (далее - АО "СОГАЗ") привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 70 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Липецка от 17 мая 2017 года постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Липецкого областного суда от 22.06.2017 года постановление начальника отдела по надзору и контролю по охране труда (АПК и непроизводственных отраслей) Государственной инспекции труда в Липецкой области от 13 марта 2017 года и решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 17 мая 2017 года изменено в части размера назначенного наказания: снижен размер назначенного акционерному обществу "Страховое общество газовой промышленности" административного штрафа с 70000 рублей до 50000 рублей. В остальной части то же постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе АО "СОГАЗ" просит об отмене постановлений.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу принятые по делу постановления подлежащими отмене.
Согласно статье 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В период с20 февраля 2017 г.по10 марта 2017 г. при проведении Государственной инспекцией труда вг. Липецкевнеплановой проверки в отношении Липецкого филиала акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности", расположенного по адресу: "адрес" , были выявлены нарушения законодательства об охране труда, в том, что имеющаяся в организации инструкция по охране труда для водителя транспортного средства утверждена приказом Председателя Правления ОАО "СОГАЗ"N 353от09. 08.2010 годаи с тех пор не пересматривалась, нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5.6. Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением министерства труда и социального развития РФ от 17.12.2002 N 80 (имеющаяся инструкция по охране труда для водителя транспортного средства утверждена приказом председателя правления ОАО "СОГАЗ" N353 от 09.08.2010 года).
За допущенные нарушения, 13.03.2017г. АО "СОГАЗ" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оценив в совокупности доказательства по делу, судья областного суда пришел к выводу о законности привлечения общества к ответственности в связи с нарушением законодательства об охране труда, выразившееся в том, что имеющаяся в организации инструкция по охране труда для водителя транспортного средства утвержденная приказом Председателя Правления ОАО "СОГАЗ"N 353от09.08.2010 годане пересматривалась, чем нарушены требования ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5.6 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением министерства труда и социального развития РФ от 17.12.2002 N 80 (срок пересмотра инструкции по охране труда - один раз в пять лет) и исключил п.1 нарушений (не проведение в организации аттестация лиц, ответственных за эксплуатацию автотранспорта, отсутствуют удостоверения установленной формы о прохождении аттестации), указав, что АО "СОГАЗ" не относится к организациям, которые осуществляют перевозку пассажиров и грузов в связи с чем, на них не возложена обязанность по организации и проведению аттестации исполнительных руководителей и специалистов, ответственных за эксплуатацию АТС и указание на данное нарушение являются необоснованным.
Нахожу выводы судьи о наличии в действиях АО "СОГАЗ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а в частности, нарушения требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 5.6 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением министерства труда и социального развития РФ от 17.12.2002 N 80 не верными, в связи с чем, принятые по делу постановления подлежащими отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Согласно ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (абз. 23 ч. 2).
Как следует из положений пункта 5.6 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года N 80, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.
По заключению Минюста РФ (письмо Минюста РФ от 08.04.2003 N 07/3351-ЮД "Бюллетень Минюста РФ", N 5, 2003) Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года N 80 в государственной регистрации не нуждаются.
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда разработаны в целях оказания помощи заинтересованным организациям по подготовке и оформлению нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда были разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", которым было установлено, что государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Однако, данный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", вступившего в силу 18.01.2011 года.
Как следует из ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 (ред. от 30.07.2014) акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относит стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса.
В Положении о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. Постановлением Правительства от 27.12.2010 N 1160, отсутствует норма, устанавливающая срок действия нормативных требований охраны труда.
Соответственно, ответственность за нарушение п. 5.6 Методических рекомендаций предусматривающих срок пересмотра инструкции, не может применяться.
Статьей 212 ТК РФ не установлен срок пересмотра работодателем утвержденных инструкций по охране труда для работников.
Таким образом, в связи с отсутствием в действиях АО "СОГАЗ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, председатель суда
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление начальника отдела по надзору и контролю по охране труда (АПК и непроизводственных отраслей) Государственной инспекции труда в Липецкой области от 13 марта 2017 года, решение судьи Советского районного суда г. Липецка от 17 мая 2017 года и решение судьи Липецкого областного суда от 22 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Председатель суда (подпись) И.И. Марков
Копия верна
Председатель суда
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.