Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Рахимкуловой Н.Р.,
судей коллегии Зотиной Е.Г., Кравцовой Е.А.,
при секретаре Гуцал Ю.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации муниципального образования Ямальский район и Департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Ямальский район на решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Спиренкова И.В. обратилась в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Ямальский район (далее по тексту- Департамент) о взыскании жилищно-коммунальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что с 28 июля 2009 года и по настоящее время работает воспитателем в МБДОУ "Мыскаменский детский сад" и как специалист имеет право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Она с членами семьи проживает в квартире N дома N по "адрес" на основании ордера, выданного Администрацией Мыскаменского сельсовета 26 сентября 2002 года. До 1 апреля 2013 года ответчик предоставлял ей жилищно-коммунальные выплаты в отношении жилого помещения по указанному адресу, однако затем приостановил такие выплаты по причине отсутствия правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение, а именно договора социального найма. Однако на обращение по вопросу заключения договора социального найма Администрацией муниципального образования Мыс-Каменское и Администрацией муниципального образования Ямальский район ей было отказано.
Вступившим в законную силу решением Ямальского районного суда ЯНАО от17 февраля 2016 года за нею и членами ее семьи было признано право пользования жилым помещением на условиях социального найма. После заключения договора социального найма в апреле 2016 года, с июня 2016 года Департамент возобновил ей предоставление жилищно-коммунальных выплат. Вместе с тем, поскольку действиями ответчика было нарушено ее право на своевременное получение жилищно-коммунальных выплат, просила взыскать с ответчика названные выплаты за период с 1 мая 2013 года по 31 мая 2016 года в сумме 151 530, 72 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины и юридических услуг.
Судом постановленорешение, которым иск удовлетворен, с Департамента по труду и социальной защиты населения Администрации муниципального образования Ямальский район в пользу Спиренковой И.В. взыскана жилищно-коммунальную выплата за период с 1 мая 2013 года по 31 мая 2016 года в размере 214 575 рублей 25 копеек, расходы по оплате государственной пошлине в размере 4 230 рублей 60 копеек, расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
С решением суда не согласны Департамент по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Ямальский район и Администрация муниципального образования Ямальский район.
В апелляционной жалобе Департамент по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Ямальский район просит решение суда отменить. Указывает на то, что предоставление жилищно-коммунальной выплаты гражданам на территории ЯНАО отнесено к государственным полномочиям, переданным органам местного самоуправления. Денежные средства на реализацию данного государственного полномочия выделялись непосредственно Администрации муниципального образования Ямальский район, как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления, а не Департаменту, который является структурным подразделением Администрации и самостоятельными правами на реализацию государственных полномочий не наделен. В связи с чем, полагает, что суд первой инстанции должен был привлечь к участию в деле как Администрацию муниципального образования Ямальский район, так и Департамент социальной защиты населения ЯНАО, поскольку жилищно-коммунальная выплата осуществляется за счет средств окружного бюджета и принятое судом решение непосредственно затрагивает права и обязанности названных лиц. Ссылается на то, что истцом был пропущен срок исковой давности по заявленным в иске требованиям. Полагает об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца жилищно-коммунальных выплат за период, когда наличие такого права подтверждено не было. Указывает на несоблюдение истцом досудебного порядка обжалования решения органа социальной защиты о приостановлении выплат, что является основанием для возвращения судом иска без рассмотрения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Галко С.Н. полагает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы Департамента подлежащими отклонению.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования Ямальский район просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что Администрация района не была привлечена судом к участию в деле, тогда как оспариваемым судебным постановлениям были затронуты её права и обязанности как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе Департамента, а также указывает, что поскольку органы местного самоуправления не отвечают по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и не вправе финансировать из средств местных бюджетов расходные обязательства, возникшие в результате принятия решений органами государственной власти, то исполнение решения суда без привлечения соответствующего государственного органа является невозможным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, заслушав представителя истца Галко С.Н., представителей Департамента Колпакову С.А., Худи В.Х., судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральным законодательством, в Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО), устанавливающей меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.
В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 4 Закона ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО меры социальной поддержки установлены в частности для специалистов бюджетной сферы - постоянно проживающих и работающих в автономном округе в сельской местности и поселках городского типа работников государственных и муниципальных образовательных организаций в автономном округе.
Согласно части 1 статьи 14 Закона ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО в качестве мер социальной поддержки названным лицам предоставляются компенсация расходов по оплате за пользование (наем) и (или) платы за содержание жилого помещения в размере 100 процентов окружного стандарта стоимости жилищных услуг, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений; компенсация расходов по оплате за коммунальные услуги в размере 100 процентов окружного стандарта стоимости коммунальных услуг по отоплению.
Указанные меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячных жилищно-коммунальных выплат, размер которых определяется исходя из объема мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, окружных стандартов стоимости жилищных и коммунальных услуг и фактической площади занимаемого жилого помещения, приходящейся на граждан, пользующихся мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (статья 19 Закона ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, семья истца Спиренковой И.В. проживает в квартире N дома N"адрес" на основании ордера N, выданного Администрацией Мыскаменского сельсовета Ямальского района ЯНАО 26 сентября 2002 года (л.д. 34).
Спиренкова И.В. работает в МБДОУ "Мыскаменский детский сад" воспитателем с 28 июля 2009 года и имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг, которые фактически ей предоставлялись, начиная с 1 января 2010 года в виде ежемесячного перечисления на банковский счет жилищно-коммунальных выплат.
Причинной приостановления предоставления мер социальной поддержки с 1 мая 2013 года и прекращения в последующем ежемесячных жилищно-коммунальных выплат, явилось непредоставление Спиренковой И.В. в адрес Департамента договора социального найма на занимаемое жилое помещение.
Удовлетворяя исковые требования Спиренковой И.В. и взыскивая с Департамента жилищно-коммунальные выплаты за период с 1 мая 2013 года по 31 мая 2016 года, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик незаконно лишил истца права на указанную меру социальной поддержки.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно части 5 статьи 19 Закона ЯНАО от 3 ноября 2006 года N 62-ЗАО, порядок предоставления жилищно-коммунальной выплаты утверждается постановлением Губернатора автономного округа.
Постановлением Губернатора ЯНАО от 25 сентября 2008 года N 97-ПГ утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальный выплаты, пункт 5 которого, в редакции, действовавшей на момент назначения Спиренковой И.В. жилищно-коммунальной выплаты, предусматривал, что перечень документов, необходимых для установления ЖКВ, а также условия и сроки предоставления ЖКВ предусмотрены Стандартом социальной защиты населения в области предоставления жилищно-коммунальных услуг в автономном округе, утвержденным постановлением Администрации автономного округа от 28 апреля 2007 года N 217-А.
Пункт 6 указанного Стандарта предусматривал, что при предоставлении государственной услуги в целях получения документов, необходимых для предоставления государственной услуги, информации для проверки сведений, предоставляемых получателями государственной услуги, а также предоставления иных необходимых сведений осуществляется взаимодействие с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, с использованием форматов передачи данных, утвержденных постановлением Администрации автономного округа от 25 января 2007 года N 24-А, либо с использованием форматов передачи данных, установленных Соглашениями об информационном взаимодействии - в части получения сведений о фактических расходах получателя на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; сведений о лицах, зарегистрированных совместно с получателем государственной услуги по месту жительства; сведений о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; характеристик занимаемого жилого помещения получателем государственной услуги.
Обязанность по предоставлению получателем жилищно-коммунальной выплаты документа, подтверждающего право собственности, владения или пользования жилым помещением, для определения площади жилого помещения, была введена постановлением Губернатора ЯНАО от 10 июня 2014 года N 72-ПГ, которым в Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальный выплаты были внесены изменения, в том числе утвержден Перечень документов, необходимых для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальной выплаты.
Одновременно в пункт 5 Порядка внесены изменения и предусмотрено, что органы социальной защиты населения запрашивают документы (сведения), необходимые для предоставления ЖКВ, находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в случае если документы, предусмотренные приложением N 1 к настоящему Порядку, не представлены заявителем.
Согласно уведомлению Департамента по труду и социальной защите населения Администрации МО Ямальский район от 27 марта 2013 года, с 1 апреля 2013 года предоставление истцу жилищно-коммунальной выплаты было приостановлено по причине изменения состава семьи в соответствии с п. 3.21.4. Административного регламента по предоставлению ЖКВ, Аналогичные уведомления, указывающие на приостановление соответствующих выплат направлены истцу 14 мая 2013 года и 24 марта 2014 года.
Между тем, из содержания пункта 3.23.2. Административного регламента Департамента по труду и социальной защиты населения ЯНАО по предоставлению государственной услуги "Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 15 ноября 2011 года N 806-П в случае приостановления оказания государственной услуги по причине изменения состава семьи заявителя на основании пункта 3.21.4. Административного регламента, после получения информации о зарегистрированных в жилом помещении гражданах, предоставление жилищно-коммунальных выплат продолжается в новом размере. Как следует из письменных возражений Департамента на иск, ответчик располагал сведениями о всех гражданах, зарегистрированных в квартире истца (л.д. 49).
Более того, с 30 мая 2013 года изменение состава семьи являлось основанием исключительно для перерасчета жилищно-коммунальной выплаты, но не влекло приостановление выплаты, согласно пункту 3.9 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства от 30 мая 2013 года N 406-П, и пункту 3.10 действующим в настоящее время Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства от 29 сентября 2014 года N 756-П.
Согласно уведомлению Департамента от 16 января 2015 года N 1110,с 1 января 2015 года предоставление Спиренковой И.В. мер социальной поддержки в виде предоставления жилищно-коммунальной выплаты прекращено в соответствии с пунктом 3.15.2 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства от 29 сентября 2014 года N 756-П, по причине утраты права на её предоставление. Указано на необходимость предоставления копии документов, подтверждающих право владения или пользования жилым помещением для определения площади этого жилого помещения в соответствии с пунктом 2.8.12 Административного регламента (л.д. 57).
Как следует из письменных возражений Департамента на иск, первоначально жилищно-коммунальная выплата была установлена Спиренковой И.В. 1 января 2010 года и предоставлялась до 1 мая 2013 года. При этом Департамент располагал сведениями о площади жилого помещения - "адрес", занимаемого семьей истца, исходя из размера которой осуществлял расчет жилищно-коммунальной выплаты. Поскольку по настоящее время семья истца проживает в том же жилом помещении, площадь которого осталась неизменной, у Департамента не имелось оснований для прекращения предоставления истцу жилищно-коммунальной выплаты в связи с непредоставлением ею правоустанавливающих документов на жилое помещение для определения его площади. Одновременно судебная коллегия принимает во внимание имеющиеся у Департамента полномочия, как органа социальной защиты населения, запрашивать документы, необходимые для предоставления жилищно-коммунальной выплаты, находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе для уточнения информации о размере площади жилого помещения, занимаемого получателем социальной услуги.
Договор социального найма на занимаемое истцом жилое помещение, предоставление которого требовал Департамент, не мог быть предоставлен по независящим от истца причинам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что несмотря на то, что Спиренкова И.В. проживала в квартире N доме N по "адрес" на основании ордера, выданного Администрацией Мыскаменского сельсовета 26 сентября 2002 года, в заключении договора социального найма ей было отказано. Договор социального найма был заключен Администрацией муниципального образования Мыс-Каменское и супругом истца Спиренковым О.Ю. 10 мая 2016 года на основании вступившего в законную силу решения Ямальского районного суда ЯНАО от 17 февраля 2016 года, которым за Спиренковыми было признано право пользования указанным жилым помещением на условиях договора социального найма. (л.д. 55, 22-27).
Начиная с 1 июня 2016 года предоставление Спиренковой И.В. жилищно-коммунальной выплаты возобновлено.
Установив, что в спорный период с 1 мая 2013 года по 31 мая 2016 года Спиренкова И.В. относилась к категории граждан, имеющих право на предоставление жилищно-коммунальной выплаты, однако по независящим от неё обстоятельствам в социальной поддержке была ограничена, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца, взыскав за указанный период жилищно-коммунальную выплату в размере, рассчитанном Департаментом по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Ямальский район.
Ссылки в апелляционных жалобах на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора являются ошибочными, поскольку решение, вынесенное органом социальной защиты населения может быть обжаловано гражданином как в вышестоящий орган, так и в суд.
Доводы Департамента о пропуске Спиренковой И.В. срока исковой давности подлежат отклонению, поскольку в силу положений статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Однако ответчики в суде первой инстанции о пропуске срока исковой давности не заявляли.
Круг участвующих в деле лиц определен судом первой инстанции правильно.
В силу пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде жилищно-коммунальный выплаты, утвержденного постановлением Губернатора ЯНАО от 25 сентября 2008 года N 97-ПГ, предоставление ЖКВ осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства на территории автономного округа, в случае оплаты по данному адресу жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со статьями 1, 4 Положения о Департаменте по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования Ямальский район, Департамент имеет статус юридического лица и является отраслевым (функциональным) органом Администрации муниципального образования Ямальский район, выполняющим деятельность по осуществлению отдельных государственных полномочий, оказанию муниципальных услуг и функций. Департамент осуществляет отдельные государственные полномочия в сфере социальной поддержки населения, являющимися расходными обязательствами автономного округа, а также полномочия по реализации окружных и муниципальных программ в сфере социальной поддержки населения. Департамент осуществляет отдельные государственные полномочия в соответствии с законами Ямало-Ненецкого автономного округа о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в виде жилищно-коммунальной выплаты.
Апелляционные жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.Р. Рахимкулова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.