Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Домрачева И.Г.
судей коллегии Мочаловой Н.В., Семейкиной С.А.,
при секретаре Самохваловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Татьянко Дениса Александровича на решение Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 03 мая 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Татьянко Дениса Александровича, Татьянко Вероники Викторовны отказать.
Заслушав доклад судьи Мочаловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Татьянко Д.А., Татьянко В.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей обратились с иском к администрации города Новый Уренгой и Департаменту городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой о признании решения незаконным, признании права на участие в подпрограмме, включении семьи в список участников программы.
В обоснование исковых требований указали, что решением администрации города Новый Уренгой от 06 июля 2015 года молодая семья Татьянко, имеющая двоих несовершеннолетних детей, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям по подпрограмме "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе". В 2015 году выплата молодой семье произведена не была, уведомление администрации города семья включена в резервный список на получение социальных выплат. 29 ноября 2016 года молодая семья повторно признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. В 2016 году выплата также произведена не была. Решением Департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой от 25 января 2017 года семья не признана повторно участницей государственной программы по причине возраста одного из супругов, достигшего 36 лет до включения в список претендентов. Полагали указанное решение незаконным, нарушающим права административных истцов, так как семья в 2015 году уже признана участницей указанной подпрограммы.
В судебном заседании административный истец Татьянко В.В. настаивала на удовлетворении искового заявления по основаниям, указанным в нем.
Представитель администрации города Новый Уренгой Мельничук Н.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на то, что ко времени формирования списка молодых семей - участников подпрограммы одному из супругов исполнилось 36 лет, в связи с чем семья перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодой семье.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Татьянко Д.А. и представителя Департамента городского хозяйства, надлежаще уведомленных о месте и времени рассмотрении дела
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого указана выше.
С решением суда не согласен административный истец Татьянко Д.А., в апелляционной жалобе просил решение суда отменить с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указал, что на момент принятия решения о включении молодой семьи для участия в подпрограмме она отвечала всем предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья. В этой связи отказ о включении их в список - претендентов Федеральной (окружной) подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2014-2020 годы является незаконным. Отсутствие бюджетного финансирования не может повлечь негативного последствия для участников программы. П. 1.3, на которые ссылается ответчик, не регулирует порядок признания молодой семьи участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2020 годы", а предусматривает требования к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. Произвольный отказ от выполнения государственных публично-правовых обязательств недопустим, о чем неоднократно указывал Конституционный суд РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Новый Уренгой Васильева А.Ф. просила решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебном заседании участия суда апелляционной инстанции не принимали, надлежаще уведомлены.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, рассмотрев дело в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. На момент формирования списка семей - претендентов на получение социальных выплат в 2017 году административный истец Татьянко Д.А. превысил установленный Порядком возрастной ценз - достиг возраста 36 лет. Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме до включения в вышеуказанный список претендентов, а не только на день подачи заявления об участии в подпрограмме.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает законными по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее Государственная программа).
В постановление Правительства РФ N 1050 также включены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Цели и задачи Программы определяются долгосрочными стратегическими целями и приоритетными задачами государственной жилищной политики, установленными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Указанная федеральная программа "Жилище" включает в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (Приложение N 4 к Государственной программе).
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении, наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года N 1099-П утверждена государственная программа ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", в структуру которой входит подпрограмма "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО".
В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года N 1099-П, Правительством ЯНАО постановлением от 27 декабря 2010 года N 535-П, утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).
Согласно п.п. 1.3 п. "в" Порядка участницей Федеральной или Окружной подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом строительства и жилищной политики автономного округа решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет).
Как следует из материалов дела, 06 июля 2015 года решением начальника департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой молодая семья Татьянко признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной/Окружной подпрограммы (л.д.17).
Таким образом, на дату принятия решения о включении молодой семьи Татьянко в участие в подпрограмме семья административных истцов соответствовала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей, нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении субсидии на приобретение жилья.
Письмом МКУ "Управление муниципального хозяйства" от 24 марта 2016 года N М401-12/1013 уведомило семью Татьянко о включении их в Окружной резервный список молодых семей, ссылаясь на недостаточность выделенных денежных средств в 2016 году, с предложением об обновлении документов (л.д. 18-19).
29 ноября 2016 года решением начальника департамента городского хозяйства администрации города Новый Уренгой молодая семья Татьянко повторно признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной/Окружной подпрограммы (л.д.20).
25 января 2017 года департаментом городского хозяйства администрации города Новый Уренгой принято решение о непризнании повторно молодой семьи Татьянко участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Федеральной/Окружной подпрограммы, на основании п.п. "в" п. 1.3 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года N 535-П. Решение утверждено заместителем главы администрации города Новый Уренгой Вороновым А.В. (л.д. 24).
Письмом от 17 февраля 2017 года N 112 МКУ "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" уведомила семью Татьянко об отказе в повторном признании семьи участниками подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" по причине достижения Татьянко Д.А. 03 октября 2016 года возраста 36 лет (л.д.22).
Согласно Правилам (постановление Правительства РФ N 1050) список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Соответственно, поскольку на момент формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты административный истец Татьянко Д.А. достиг 36 - летнего возраста, семья Татьянко перестала отвечать условиям для участия в подпрограмме "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы". При таких обстоятельствах у Департамента городского хозяйства администрации г. Новый Уренгой не имелось оснований для включения семьи Татьянко в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2017 году.
Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела, доводы жалобы основаны на неправильном толковании закона, основаниями для отмены решения не являются.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 03 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.