Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г. рассмотрев дело по ч.1 ст. 18.19 Кодекса РФ об АП в отношении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого АО "Ямальский многопрофильный колледж" по жалобе заместителя начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Ямало-Ненецкому АО Юнусовой Л.В. на решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 12 июля 2017 г., которым отменено постановление от 29 мая 2017 г. N134 о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 500000 рублей, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП,
установил:
постановлением должностного лица административного органа от 29.05. 2017 государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого АО "Ямальский многопрофильный колледж" (далее - образовательная организация) привлечён к ответственности за то, что направило 27.04. 2017 уведомление в УМВД России по Ямало-Ненецкому АО о прекращении обучения гражданина Республики Кыргызстан Тыныбек Уулу Турсуналы, отчисленного приказом N 68 л/с из образовательного учреждения, с нарушением требований пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 25.07. 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и приказа МВД России от 24.01. 2017 N 26 "Об утверждении Порядка подачи образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и формы указанного уведомления".
Правонарушение выявлено 10.05.2017 в ходе проведения плановой документарной проверки.
Решением судьи Салехардского городского суда от 12.07.2017 постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо административного органа Юнусова Л.В. указала на то, что отмеченная в миграционной карте та или иная цель визита не является оспариванием фактического прибытия в Российскую Федерацию в целях обучения. Смена цели въезда в Российскую Федерацию подпадает под административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 18.8 Кодекса РФ об АП, но не влечет обязательной смены миграционной карты или выдворения за пределы Российской Федерации. О прибытии иностранного гражданина в целях обучения свидетельствуют факт заключения договора об обучении, издание приказа образовательного учреждения о зачислении, что также подтверждается подачей иностранным гражданином копий указанных документов в орган миграционного учета, на основании чего иностранному гражданину изменен порядок временного пребывания на территории Российской Федерации. Полагая, что в деле достаточно доказательств совершения образовательным учреждением правонарушения, просит об отмене решения.
Должностное лицо контролирующего органа и представитель юридического лица в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Из представленных в суд Ямало-Ненецкого АО материалов дела усматривается, что по распоряжению заместителя начальника УМВД России по Ямало-Ненецкому АО от 03.04.2017 N 11 отделом миграционного контроля управления по вопросам миграции УМВД России по Ямало-Ненецкому АО в образовательном учреждении проведена плановая/выездная/документарная проверка с 10.04.2017 до 10.05.2017 (л. 38).
Согласно акту проверки от 10.05.2017 N 11 выявлено три факта совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.19. Кодекса РФ об АП (л.42).
Из договора о взаимоотношениях при оказании образовательных услуг образовательным учреждением от 02.09. 2016 N 45 следует, что иностранный гражданин Тыныбек Т. выступал в качестве потребителя по получению образовательной услуги по программам среднего профессионального образования по профессии 140446.03 "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)". Срок обучения составляет 2 года 5 месяцев (л.31-32).
27.04.2017 образовательной организацией в МО ФМС России по Ямало-Ненецкому АО направлено уведомление, в котором указано, что он прекратил обучение в образовательной организации согласно приказу от 27.01. 2017 N 68 л/с о присвоении квалификации обучающихся и отчислении в связи с окончанием колледжа (л.49-50).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан), он определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Частью 1 статьи 18.19 Кодекса РФ об АП предусмотрена ответственность за неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Привлекая к ответственности образовательную организацию, административный орган указал на нарушение образовательным учреждением требований абзацев 8 и 9 пункта 7 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан: на неуведомление административного органа о прекращении обучения гражданина Республики Кыргызстан Тыныбека Т. в образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления и нарушения установленной формы уведомления.
Статья 5 Закона о правовом положении иностранных граждан регулирует порядок временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе устанавливает обязанность временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев указанных в пункте 2; возможность и условия продления либо сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в случаях указанных в пунктах 3 и 5.
Согласно пункту 7 статьи 5 срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, в случае перевода данного иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в указанной образовательной организации, в которую он переводится для продолжения обучения.
Образовательная организация, в которой проходит обучение иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором или третьем настоящего пункта, обязана обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации данного иностранного гражданина не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, может быть продлен на срок до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию.
Срок временного пребывания иностранного гражданина, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, может быть продлен до тридцати календарных дней по ходатайству данного иностранного гражданина либо образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин обучался по очной или очно-заочной форме, или образовательной организации, в которой данный иностранный гражданин будет продолжать обучение по очной или очно-заочной форме, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в целях обучения в порядке, не требующем получения визы, проставляется в миграционной карте.
Образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления.
Форма и порядок подачи указанного в абзаце восьмом настоящего пункта уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Завершение или прекращение обучения иностранного гражданина в образовательной организации является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, пунктом 7 установлены порядок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в том числе государство предусматривает иностранным гражданам гарантии продления срока пребывания в Российской Федерации до окончания срока обучения по очной или очно-заочной форме образовательной организации, при переводе в другую образовательную организацию, а также обязанность образовательной организации уведомлять административный орган о завершении или прекращении их обучения, поскольку данное обстоятельство является основанием для сокращения срока их временного пребывания в Российской Федерации.
Установленный порядок обусловлен тем, что согласно пункту 2 статьи 5 временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в той же норме, в том числе наличия ходатайства образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
При этом, согласно абзацу 7 пункта 7 статьи 5 отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в целях обучения в порядке, не требующем получения визы, проставляется в миграционной карте.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства не указывают на то, что гражданин Республики Кыргызстан Тыныбек У.Т. прибыл в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации или ему продлевался срок временного пребывания до окончания срока обучения применительно к абзацу 1 пункта 7 статьи 5.
Юридические основания нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации административным органом не установлены.
В деле отсутствуют доказательства о том, что неисполнение юридическим лицом обязанности о прекращении обучения иностранного гражданина в образовательной организации каким-либо образом могло повлиять на правовое положение иностранного гражданина ТыныбекаУ.Т.
Вместе с тем привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 18.19 Кодекса РФ об АП предполагает бездействие образовательной организацией по неуведомлению о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, то есть в случаях указанных в пункте 7 статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В установленных обстоятельствах отсутствуют основания для отмены решения судьи.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП,
решил:
решение судьи Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 12 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.19 Кодекса РФ об АП в отношении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ямало-Ненецкого АО "Ямальский многопрофильный колледж" оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.