Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда: Астапчук Р.В., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Груша А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Азевича А.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 25.05.2017, которым постановлено:
"Азевичу А. А. в удовлетворении требований к УМВД России по Омской области отказать в полном объеме."
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азевич А.А. обратился в Центральный районный суд г. Омска с иском к УМВД России по Омской области. В обоснование иска указал, что с 01.07.2003 по 31.12.2016 проходил службу в УФСКН по Омской области в должности помощника начальника Управления - начальника отдела кадров и воспитательной работы. В связи с изданием Указа Президента РФ 05.04.2016 Указа N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" на основании рапорта он был уволен со службы с 31.12.2016 и исключен из списков личного состава приказом от 25.11.2016. По результатам рассмотрения рапорта и характеризующих материалов ему было отказано в приеме на работу в органы внутренних дел. Поскольку на основании Указа Президента Российской Федерации N 156 сотрудники упраздняемых органов наркоконтроля, изъявившие желание перейти на службу в органы внутренних дел, принимаются на службу в указанные органы без испытательного срока и переаттестации, без выплаты им при увольнении единовременного пособия, отказ в приеме на работу является незаконным. Просил суд признать отказ в приеме на службу в органы внутренних дел Азевича А.А. незаконным; обязать УМВД России по Омской области принять на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Азевича А.А. в порядке перевода и заключить контракт о прохождении службы в соответствии с действующим законодательством с " ... "; назначить Азевича А.А. на должность начальника центра кинологической службы УМВД России по Омской области с 31.03.2017 г.; взыскать в пользу Азевича А.А. с УМВД России по Омской области денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей; разместить информацию на официальном сайте УМВД России по Омской области, что документальное изложение о ненадлежащих характеризующих материалах Азевича А.А. в письме УРЛС УМВД России по Омской области от 31.03.2017 г. N " ... ", является не состоятельным.
В судебном заседании истец от требований о размещении на официальном сайте информации отказался, в остальной части исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УМВД России по Омской области Шарипова Е.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что исключений по оценке личных и деловых качеств сотрудника органа наркоконтроля, свидетельствующих о его способности нести службу в органах внутренних дел Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156, а также Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ не содержат. Наличие исключений, предусмотренных названными нормативными актами не влечет безусловную обязанность руководителя органа внутренних дел по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля и не исключает возможность отказать в принятии такого сотрудника в случае несоответствия его личных и деловых качеств тем требованиям, которым должен отвечать сотрудник органов внутренних дел. Оперативно-розыскной частью собственной безопасности УМВД России по Омской области Азевич А.А. был не рекомендован для приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Определением суда от 25.05.2017 принят отказ от части требований Азевича А.А. к УМВД России по Омской области о размещении информации на официальном сайте УМВД России по Омской области о том, что документальное изложение о ненадлежащих характеризующих материалах Азевича А.А. в письме УРЛС УМВД России по Омской области от 31.03.2017 г. N " ... ", является не состоятельным. Производство по делу в данной части прекращено.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Азевич А.А. выражает несогласие с вынесенным решением суда первой инстанции. Полагает, что судом при вынесении решения не учтено наличие социальных гарантий сотрудников упраздненной ФСКН России. Оценка морально-деловых качеств носит субъективный характер и не может быть положена в основу принятия решения об отказе в приеме на службу. Более того, доказательств несоответствия его личных качеств требованиям законодательства ответчиком не представлено. Указывает что по месту службы он характеризуется положительно, имеет большой опыт работы и большое количество поощрений за хорошую службу. Полагает, что судом неверно применена норма п.1 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, а также приказ МВД России от 18.07.2014 N 595, поскольку указанные акты не регулируют механизм принятия на службу в порядке перевода действующих сотрудников правоохранительных органов. Просит отменить решение районного суда, принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Указом Президента РФ от 05.04.2016 N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и впредь до принятия соответствующего федерального закона упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы; штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Правительству РФ поручено обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Во исполнение названного Указа распоряжением Правительства РФ от 26.05.2016 N 1026-р предусмотрено завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН России, включая ее территориальные органы по 31.12.2016 включительно; председателю ликвидационной комиссии - принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством РФ в отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников упраздняемой ФСКН России.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации одним из принципов службы в органах внутренних дел является обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона, на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 13 Федерального Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 21.03.2014 N 7-П разъяснено, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, указанная деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанности по отношению к государству (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П и от 15 июля 2009 года N 13-П).
Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 года N 7-П и от 18 марта 2004 года N 6-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О и от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О).
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального Закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Согласно ч.1 ст. 33 Федерального закона N305 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Указанная норма закона предусматривает прием сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на службу в органы внутренних дел в упрощенном (без испытательного срока, переаттестации и т.д.), а не в безусловном порядке, что не возлагает на ответчика обязанность принять такого сотрудника только по его желанию, без учета квалификационных требований, личностных и деловых качеств, проведения в отношении сотрудника проверочных мероприятий.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела истец Азевич А.А. проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в должности помощника начальника Управления - начальника отдела кадров и воспитательной работы.
Согласно выписке из приказа N N " ... " от 25.11.2016 в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на основании Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Азевич А.А. был уволен в связи с переводом в другой государственный орган, исключен из списков личного состава всех видов обеспечения с 31.12.2016. (л.д. 10)
26.12.2016 Азевичем А.А. был подан рапорт в УМВД России по Омской области о назначении на должность заместителя командира отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г. Омску, впоследствии отозван. (л.д.36-37) Данный рапорт был согласован с командиром ОБОиКПО и с начальником УМВД по г. Омску. 29.12.2016 этот рапорт был истцом отозван.
21.02.2017 истцом подан рапорт в УМВД России по Омской области о назначении на должность начальника Центра кинологической службы УМВД России по Омской области. (л.д.38)
Согласно ответа Управления по работе с личным составом УМВД России по Омской области от 16.03.2017 N " ... " кандидат на должность начальника Центра кинологической службы подлежит согласованию с руководителем подразделения центрального аппарата МВД России, кроме того кандидат подлежит согласованию с подразделением собственной безопасности, которое вправе предложить сотруднику пройти специальное психофизиологическое исследование. (л.д. 12)
Согласно сообщению Управления по работе с личным составом УМВД России по Омской области от 31.03.2017 после изучения характеризующих материалов принято решение об отказе в приеме Азевича А.А. на службу в органы внутренних дел.(л.д.13)
Согласно информации, направленной в адрес начальника ПО УМВД России по Омской области по результатам проверки Азевича А.А. по имеющимся учетам и материалам ОРЧ СБ УМВД России по Омской области последний не рекомендован для принятии на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в связи с наличием оперативной информации, имеющей гриф "секретно", препятствующей для приема на службу в органы внутренних дел. (л.д.46)
Согласно сведениям Оперативно-розыскной части собственной безопасности УМВД России по Омской области от 24.05.2017 N " ... " в отношении Азевича А.А. имеется информация, имеющая гриф "секретно", которая при проверке данного кандидата послужила основанием для принятия решения "не рекомендован". Указанная информация относится к служебной деятельности Азевича А.А. (л.д. 74-75)
Разрешая заявленный истцом спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона РФ от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВС РФ N 2 от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6.06.1995 г. N 7-П, пришел к правильному выводу о том, что ответчиком, отказавшем истцу в приеме на службу, реализовано свое право на подбор квалифицированных кадров, к которым предъявляются повышенные требования для ведения службы, которое ему предоставлено ст. 75 Федерального Закона от 30.11.2011 г. N342-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о том, что отказ в приеме на службу истца не носил дискриминационного характера, являлся реализацией права ответчика как работодателя на подбор квалифицированных кадров, был принят в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17, ст.75 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, закрепляющими критерии, принципы и основные направления формирования кадрового состава.
Кроме того, судебная коллегия учитывает тот факт, что, вопреки утверждениям истца, приведенный в Указе Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 порядок приема на службу в органы внутренних дел сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изъявивших желание поступить на службу в порядке перевода, не устанавливает для УМВД России по Омской области безусловной обязанности принять на службу всех сотрудников органов наркоконтроля. Прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер. Доводы апелляционной жалобы данной части подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании положений закона.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для проведения каких-либо проверочных мероприятий в отношении сотрудников, переводимых в органы внутренних дел, в силу наличия гарантии сохранения сотрудникам служебно-трудовых отношений, а также субъективность оценки морально-деловых качеств судебная коллегия отклоняет. Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 не установлен запрет на проведение проверочных мероприятий в отношении сотрудника органов наркоконтроля, изъявившего желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из ФСКН. Оценка деловых и личных качеств истца не свидетельствует о невыполнении ответчиком вышеприведенных положений указа, а является реализацией ответчиком своих прав как работодателя при принятии кадровых решений.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, наличие исключений, определенных Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 и ст. 33 Федерального закона от 3.07.2016 г. N 305-ФЗ, не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел. Обоснованность оценки личных и деловых качеств кандидата не может быть преодолена судебным решением. При рассмотрении спора суд обязан проверить лишь соответствие процедуры принятия решения требованиям закона, а также установить отсутствие дискриминационного характера при принятии решения. В этой связи не могут быть приняты во внимание приводимые истцом доводы о том, что по своим личным и деловым качествам он годен к службе в органах внутренних дел.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 25.05.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Азевича А.А - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.