Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Мотрохова А.Б.,
судей областного суда: Астапчук Р.В., Рассказовой Г.В.,
при секретаре Груша А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Бетцольдта О.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 25.05.2017, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Бетцольдта О. А. к ФКУ "Военный комиссариат Омской области" о восстановлении нарушенных пенсионных прав, возложению обязанности по перерасчету пенсии отказать."
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Рассказовой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бетцольдт О.А. обратился в Центральный районный суд г. Омска с иском к ФКУ "Военный комиссариат Омской области". В обоснование иска указал, что в 1995 году был уволен в запас из ВС Республики Казахстан, его выслуга лет на момент увольнения составила 29 лет. Пенсионное обеспечение осуществляется ответчиком. В сентябре 2015 года он получил от ответчика уведомление об уменьшении его пенсии с 01.09.2015, поскольку размер его выслуги лет был уменьшен, при исчислении выслуги лет не был учтен период его службы в Республике Казахстан (1991 -1995). Кроме того, ответчик в нарушение положений Указа Президента РФ от 09.12.2015 N 610 с 01.01.2012 не осуществлял доплаты к пенсии, общая сумма невыплаченной пенсии составила 147 700 руб. С учетом уточнений исковых требований просил оценить действия ответчика по изменению процентной надбавки за выслугу лет на предмет законности, обязать военный комиссариат Омской области произвести перерасчет пенсии за период с 01.09.2015 по дату рассмотрения спора.
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Омской области" Родионова Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что с 01.09.2015 выплата пенсии была приведена в соответствие с нормами действующего законодательства, с учетом процентной надбавки 25% за выслугу, которая составила 18 лет 3 мес. 15 дней, без учета службы в Республике Казахстан. Выслуга лет истцу, как военнослужащему, проходившему службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшему местом жительства РФ для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по Российскому законодательству. Период его службы в Республике Казахстан обосновано исключен из расчета для назначения процентной надбавки за выслугу лет, поскольку в установленным порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в установленном порядке не переводился, соответствующий международный договор относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данного государства в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключался.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бетцольдт О.А. указывает, что не согласен с решением суда первой инстанции, поскольку суд при его вынесении не учел, что размер процентной доплаты оставался в размере 30 % до 01.09.2015. Полагает, что установленный ему размер пенсии не может быть уменьшен. Находит несостоятельным довод ответчика об отсутствии договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, регулирующего вопросы исчисления выслуги лет для выплаты ежемесячной доплаты. Ссылается на невыполнение ответчиком Указа Президента РФ от 09.12.2015 N 610. Просит решение Центрального районного суда г. Омска отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Военного комиссариата Омской области Родионова Е.А. полагает, что вынесенное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, просит судебную коллегию отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены судебного решения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14.02.1992 года) и от 15.05.1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 15.05.1992 года).
Согласно ст. 1 Соглашения от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
В соответствии со ст. 2 Соглашения от 14.02.1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями
В ст. 1 Соглашения от 15.05.1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
В ч. 2 названной статьи установлено, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09.12.2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15.05.1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 года "О разъяснении консультативного заключения от 09.12.2009 года N 01-1/2-09".
Приведенное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, как было верно отмечено судом первой инстанции в решении, дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06.07.1992 года, и является официальным.
Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года для исчисления выслуги лет установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства: в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2).
При этом применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник, толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Вместе с тем, при определении в данном случае размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе для определения процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет исчисляется по ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Закрепленное в Соглашениях от 14.02.1992 года и 15.05.1992 года положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
В Российской Федерации правовые основания назначения пенсий военнослужащим и порядок их исчисления содержатся в Законе РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно ст. 43 названного Закона пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В силу положений п. 13 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет.
Правительством РФ было принято Постановление от 21.12.2011 года N 1074 "Об утверждении Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" (далее Правила).
Статьей 2 Правил предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством РФ;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела Бетцольдт О.А. с 01.09.1976 по 06.01.1995 проходил военную службу в войсковой части N " ... ", дислоцирующейся в " ... " Республики Казахстан в должности оперативного дежурного командного пункта N " ... " зенитного ракетного полка (л.д.32), согласно выписке из приказа Министра обороны Республики Казахстан N " ... " уволен с действительной военной службы в запас по ст. 59 п. "е" - в связи с переходом на работу в гражданское министерство без оставления на действительной военной службе. Выслуга лет календарная составила 21 год 2 мес., в льготном исчислении - 29 лет (л.д. 26, 5)
Согласно пенсионному удостоверению Бетцольдта О.А. пенсия назначена с 06.01.1995 за выслугу 29 лет. (л.д. 5)
Согласно сообщению Военного комиссариата Омской области от 18.08.2015 Бетцольдту О.А. пересмотрен размер пенсии с 01.09.2015, произведен перерасчет выслуги лет для исчисления надбавки, которая составляет 18 лет 3 мес. 15 дней, процентная надбавка составляет 25%. В выслугу лет был зачтен период службы в ВС СССР, период службы в ВС Республики Казахстан с 01.01.1991 по 06.01.1995 не был включен в выслугу лет для исчисления надбавки к пенсии (л.д. 36-37).
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что выслуга лет Бетцольдта О.А., как военнослужащего, проходившего службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшего место жительства в Российской Федерации, для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по законодательству Российской Федерации в области пенсионного обеспечения военнослужащих.
Расчет выслуги лет пенсионным органом определен в соответствие с положениями Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 N 1074. Период с 01.01.1991 по 06.01.1995 приходится на военную службу истца в Республике Казахстан. Приведенные положения Российского законодательства не предусматривают возможности включения периодов службы граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников СНГ, за исключением случаев их перевода в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, а также в вооруженных силах государств - бывших республик Союза ССР до 1 января 1995 года.
Бетцольдт О.А. был уволен с действительной военной службы из Вооруженных Сил Республики Казахстан, в установленном порядке после данной службы в Вооруженные Силы РФ не переводился, его служба осуществлялась не в Объединенных Вооруженных силах государств-участников СНГ.
В изложенной связи суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными выше положениями закона, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в выслугу лет для назначения надбавки периода службы Бетцольдта О.А. в Вооруженных Силах Республики Казахстан с 1991 по 1995 гг. Доводы апелляционной жалобы об обратном состоятельными не являются и отклоняются судебной коллегией.
При определении права Бетцольдта О.А. на пенсию за выслугу лет военным комиссариатом учтено правило ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 и пенсия исчислена из расчета выслуги 29 лет 0 месяцев 5 дней, что подтверждается копией материалов пенсионного дела (л.д. 22). В изложенной связи судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что пенсионным органом выслуга лет была уменьшена. При определении права на пенсионное обеспечение пенсионным органом установленная на момент увольнения истца выслуга лет не пересматривалась.
Доводы апелляционной жалобы о наличии гарантий, состоящих в сохранении размера пенсий, гражданам, уволенным с военной службы, установленным в соответствии с законодательством, действовавшим до момента вступления в силу Федерального закона от 07.1.2011 N 306-ФЗ, а также о невыполнении ответчиком Указа Президента РФ от 09.12.2015 N 610 судебная коллегия находит несостоятельными.
Так, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае уменьшения размера пенсий в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, за гражданами, уволенными с военной службы, сохраняются размеры пенсий и доплат к ним, установленные в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 Указ Президента РФ от 09.12.2015 N 610 "О ежемесячной доплате к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" ежемесячная доплата к пенсиям устанавливается с 1 октября 2015 г. пенсионерам, размер пенсий которых не был пересмотрен с 1 января 2012 г. при реформировании денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с тем, из представленных ответчиком материалов видно, что с 31.10.2011 размер пенсии истца составлял 9726,45 руб. При переходе на новый порядок исчисления пенсии ее размер с 01.01.2012 составил 21 022,06 руб. (в том числе установление 30% надбавки за выслугу лет). При таких обстоятельствах не имеется оснований полагать, что при переходе на новый порядок расчета пенсии право истца на получение пенсионного обеспечение в размере не ниже прежнего было нарушено.
Действия ответчика по пересмотру процентной надбавки с 30% до 25% с 01.09.2015 направлены на приведение уровня пенсионного обеспечения истца в соответствие с действующим законодательством, по сути являются исправлением ошибки, допущенной пенсионным органом при исчислении размера пенсии. Об изменении размера пенсии с 01.09.2015 истец был предварительно уведомлен, что подтверждается письмом ответчика от 18.08.2015 и не оспаривается истцом.
Поскольку размер пенсии Бетцольдта О.А. с 01.01.2012 был пересмотрен в соответствии с положениями Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ (оклад истца с 01.01.2012 был увеличен с 3883 руб. до 21500 руб.), оснований для применения Указа Президента РФ от 09.12.2015 N 610 не имеется.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 25.05.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бетцольдта О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.