Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой В.П.
судей Дьякова А.Н., Черноморец Т.В.
при секретаре Никитиной К.О.
рассмотрела в судебном заседании 02 августа 2017 года
дело по апелляционной жалобе Кузьминой Е.В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 18 мая 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Кузьминой Е. В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Омской области о признании незаконным решения от 16 мая 2016 года об отказе в постановке на учет и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузьмина Е.В. обратилась в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Омской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет, в обоснование указывая, что является капитаном внутренней службы, инспектором отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области, выслуга лет составляет более 10 лет.
23 октября 2013 года обратилась в УФСИН России по Омской области с рапортом о принятии ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив необходимые документы.
Решением комиссии ФСИН России от 16 мая 2016 года ей отказано в постановке на учет для получения такой выплаты в связи с непредставлением обязательных документов (а именно информации о ее сыне за последние 5 лет). Однако с момента рождения ее дети нигде не были зарегистрированы, соответственно она не имела возможности представить такого рода документы. Ссылаясь на необоснованность названного решения комиссии ФСИН России, просила признать его незаконным, обязать ответчика поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании истец Кузьмина Е.В. заявленные требования поддержала, пояснила, что до 2011 года проживала вместе с мужем, а потом и сыном КФА в комнате в общежитии по " ... ", принадлежавшей матери. Она не имела возможности зарегистрировать сына ввиду отсутствия согласия матери. С 2011 года она с мужем и двумя детьми проживает в двухкомнатной квартире родственников Подоляк на " ... ", где зарегистрированы постоянно.
Представитель истца Вергун С.А. поддержал позицию своего доверителя.
Представитель ответчиков Свотина Т.В. исковые требования не признала ввиду их необоснованности.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кузьмина Е.В. просит постановленное решение отменить, полагает, что представила в комиссию все необходимые в соответствии правилами документы. Законодательством не предусмотрено предоставление сотрудником сведений о регистрации детей сотрудника за какой-либо период времени в целях рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты. Указывает, что с момента рождения до 29.11.2011 ее дети нигде по месту жительства или пребывания зарегистрированы не были, в связи с чем предоставить свидетельства об их регистрации она не могла. При этом местом жительства несовершеннолетних признается место жительства их родителей, сведения о месте ее регистрации и месте регистрации супруга в комиссию были представлены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Кузьмину Е.В. и ее представителя Вергун С.А., поддержавших жалобу, возражения представителя ответчиков Мурашовой Т.Р., судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Как установлено судебным разбирательством, капитан внутренней службы Кузьмина Е.В. с 21 марта 2007 года состоит на службе в УФСИН России по Омской области, с 30 ноября 2011 года по настоящее время в должности инспектора отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-исполнительного характера ФКУ УИИ УФСИН России по Омской области, ее выслуга лет по состоянию на 01 октября 2013 года составляла 11 лет 06 месяцев 08 дней.
16 января 2014 года Кузьмина Е.В. обратилась в территориальную подкомиссию УФСИН России по Омской области с рапортом и необходимыми документами с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
24 января 2014 года на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области предоставленные истцом документы были проверены и направлены в комиссию ФСИН России для разрешения вопроса о постановке ее на учет.
Решением комиссии ФСИН России от 16 мая 2016 года Кузьминой Е.В. отказано в постановке на учет в связи с представлением документов не в полном объеме (отсутствие сведений о регистрации сына за последние пять лет).
Не согласившись с решением комиссии, Кузьмина Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения комиссии незаконным, поскольку комиссия ФСИН России при принятии решения основывалась на документах, представленных истцом, которые не позволили комиссии при принятии решения удостовериться в отсутствии нарушений закона.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Указание подателя жалобы на отсутствие в законе и иных нормативно-правовых актах обязательного требования о предоставлении сотрудником сведений о регистрации детей сотрудника за какой-либо период времени подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании действующих правовых норм, регулирующих порядок предоставления единовременной социальной выплаты.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрены условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В силу ч. 8 названной статьи сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Частью 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее по тексту - Правила).
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, к которому прикладываются предусмотренные данным пунктом документы, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подп. "з" п. 5 Правил).
При этом в п. 5 Правил не содержится, каких-либо исключений позволяющих сотруднику не представлять вышеуказанные документы на несовершеннолетних детей.
В силу п. 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил).
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
Из системного толкования указанных норм следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не только его нуждаемость в жилом помещении по одному из условий, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, но и несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Непредставление полного пакета документов, предусмотренного п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении Кузьминой Е.В. в комиссию всех необходимых документов являются несостоятельными.
Из материалов дела видно, что Кузьминой Е.В. в качестве членов семьи указаны супруг КАБ и сыновья КФА, " ... " года рождения, и КПА, " ... " года рождения. При этом к заявлению приложены свидетельства о регистрации по месту жительства, согласно которым ее несовершеннолетние сыновья с 29 ноября 2011 года зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. Омск, " ... ". Сведения о регистрации КФА за последние 5 лет с момента рождения и до 29 ноября 2011 года отсутствовали.
Каких-либо документов, подтверждающих невозможность получения документов, предусмотренных подп. "з" п. 5 Правил Кузьминой Е.В. на рассмотрение комиссии ФСИН России не представлено.
Принимая во внимание, что истец не предоставила в комиссию документы о регистрации ее сына по месту жительства (пребывания) за последние 5 лет либо документ, подтверждающий невозможность их получения, оспариваемый отказ основан на требованиях действующего законодательства, поскольку отсутствие данных документов препятствовало определению нуждаемости Кузьминой Е.В. в жилом помещении.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что комиссия при рассмотрении заявления истца должна была руководствоваться положениями ст. 20 Гражданского кодекса РФ, согласно которым местожительство несовершеннолетних, не достигших 14-летия, определяется по местожительству их законных представителей, в данном случае - родителей, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку обстоятельства, которые должны быть подтверждены определенными документами, предусмотренными Правилами, не могут быть подтверждены иными документами по усмотрению заявителя.
При этом судебная коллегия отмечает, что Кузьмина Е.В. является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и отказ комиссии ФСИН России в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию предоставления неполного пакета документов не препятствует ее повторному обращению с рапортом, устранив имеющиеся недостатки.
Постановленное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, отмене или изменению по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 18 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузьминой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.