Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.
при секретаре Матюхиной К.В.
рассмотрела в судебном заседании 14 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Каравана Дмитрия Сергеевича на решение Омского районного суда Омской области от 24 апреля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 4 по Омской области к Каравану Дмитрию Сергеевичу в пользу Межрайонной ИФНС России N 4 по Омской области о взыскании задолженности по уплате налогов и пеней.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 4 по Омской области обратилась в суд с административным иском к Каравану Д.С. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
В соответствии с требованиями налогового законодательства в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления: N " ... " на оплату налога на имущество физических лиц за 2013 год, земельного налога за 2013 год; N " ... " на оплату налога на имущество физических лиц за 2014 год, земельного налога за 2014 год; N " ... " на оплату налога на имущество физических лиц за 2011-2012 годы; N " ... " на оплату налога на имущество физических лиц за 2011 год, которые в установленный срок налогоплательщиком не исполнены.
На дату составления искового заявления за налогоплательщиком числится задолженность: по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 39 652 рублей за 2014 года; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 1 872,64 рублей за период с 12.11.2014 по 12.10.2015 года; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 6 650 рублей за 2013-2014 годы; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере 364,26 рублей за период с 01.01.2015 по 12.10.2015 год; по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 71,50 рублей за 2014 год; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 2,60 рублей за период с 02.11.2013 по 25.02.2014 год; по транспортному налогу с физических лиц в размере 894,76 рублей за 2014 год; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 555,14 рублей за период с 13.07.2015 по 30.11.2015 год.
На основании изложенного просил взыскать задолженность по налогам и пени в размере 50 525,86 рублей. Также просили восстановить пропущенный срок для подачи заявления о взыскании задолженности в судебном порядке.
Судом исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Караван Д.С. просит отменить решение суда в части взыскания задолженности по налогу на имущество в размере 39 652 руб., пени в размере 1 872, 64 рублей, а также задолженности по земельному налогу с физических лиц 6 650 руб. и пени в размере 364, 26 руб.
Отмечает, что истец не предоставил расчеты, формулы начисления, ставки по налогу на имущество с физических лиц, действующие в период с 2013 по 2015 годы на территории Омской области. Суд удовлетворил иск, не проверив правильность исчисления налогов.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России N 4 по Омской области просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Каравана Д.С., представителя административного истца Дунину Е.И., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
В силу ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной ст. 75 НК РФ пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В силу с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога земельного участка признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на
территории которого введен налог.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ)
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ч. 1 ст. 393 НК РФ).
Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать ставок, установленных в настоящей статье (ч. 1 ст. 394 НК РФ).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 3 ст. 396 НК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино- место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из материалов дела следует, что Караван Д.С. как собственник недвижимого имущества и транспортного средства является плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
По состоянию на 2013-2014 гг. Каравану Д.С. принадлежало следующее недвижимое имущество:
1. земельные участки:
- с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: " ... " (дата возникновения собственности - " ... ")
- с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: " ... "" ... " (дата возникновения собственности - " ... ", дата отчуждения - " ... ").
2. жилые дома и квартиры:
- жилой дом с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: " ... "" ... " (дата возникновения собственности - " ... ", дата отчуждения - " ... "; инвентаризационная стоимость 976 201 рублей), а также квартиры по указанному адресу: " ... " (кадастровый N " ... "; дата возникновения собственности - " ... ", дата отчуждения - " ... "), " ... " (кадастровый N " ... ", дата возникновения собственности - " ... ", дата отчуждения - " ... ");
- жилой дом с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: " ... " (дата возникновения собственности " ... "; инвентаризационная стоимость 474 456 рублей);
3. здания, строения, сооружения, иные строения, помещения и сооружения:
- здание профилактория с кадастровым номером N " ... ", расположенное по адресу: " ... " (дата возникновения собственности - " ... ");
- нежилое строение - здание котельной с кадастровым номером N " ... ", расположенное по адресу: " ... " (дата возникновения собственности - " ... ", дата отчуждения - " ... "; инвентаризационная стоимость 19 529 рублей);
- пристройка к рынку кафе-магазин, расположенная по адресу: " ... ", (дата возникновения собственности - " ... "; инвентаризационная стоимость 124 993 рублей).
Списком заказной корреспонденции подтверждено направление в адрес Каравана Д.С. (" ... ") налогового уведомления N " ... "N " ... " об уплате до 05.11.2014 налога на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 13281,00 рублей, в том числе: 63 рублей - по объекту налогообложения пристройка к рынку кафе-магазин, расположенная по адресу: Омская область, " ... "; 11 064 рублей - по объекту налогообложения кулинария по адресу: " ... "; 2 154 рублей - по объекту налогообложения здание профилактория с кадастровым номером N " ... ", расположенное по адресу: " ... ".
Списком заказной корреспонденции N " ... " подтверждено направление налогоплательщику " ... " налогового уведомления N " ... " от " ... " об уплате не позднее " ... ":
- земельного налога за 2014 год в сумме 3 325 рублей, из них 3 322 руб. по земельному участку с кадастровым номером 55:20:020401:2506, расположенному по адресу: Омская область, " ... "; и 3 руб. по земельному участку кадастровым номером N " ... ", расположенного по адресу: Омская область, " ... ",
- налога на имущество физических лиц за 2013-2014 гг. по следующим объектам налогообложения:
1. пристройка к рынку кафе-магазин, расположенная по адресу: Омская область, " ... ", РЫНОК - 63 руб. за 2014 год;
2. нежилое строение - здание котельной с кадастровым номером N " ... ", расположенное по адресу: " ... "13 рублей за 2014 год, 15 руб. за 2013 год;
3. жилой дом с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: " ... ",- 16 595 руб.;
4. здание профилактория с кадастровым номером N " ... ", расположенное по адресу: " ... ", - 3 231 руб.;
5. жилой дом с кадастровым номером N " ... ", расположенный по адресу: " ... ", - 119 руб.
Материалами дела подтверждено направление Каравану Д.С. следующих требований:
- N " ... " по состоянию на 15.10.2015 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 28 рублей, 19826 рублей, 119 рублей, 63 рублей, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размер 1,63 рублей, 17,91 рублей, 1277,66 рублей, транспортного налога за 2014 год в размере 484,09 рублей и пени в размере 23,83 рублей, 398,82 рублей, 27,84 рублей, земельного налога за 2014 год в размере 3325 рублей и пени в размере 43,11 рублей, 229,41 рублей со сроком исполнения до 29.01.2016 года;
- N " ... " по состоянию на 25.02.2016 года по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 28 рублей, 19826 рублей, 119 рублей, 63 рублей, пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 568,84 рублей, 3,41 рублей, 1,81 рублей, земельного налога за 2014 год в размере 3325 рублей и пени в размере 91,74 рублей со сроком исполнения до 25.02.2016 года.
27.07.2016 года мировым судьей судебного участка 22 в Омском судебном районе Омской области вынесен судебный приказ о взыскании с Королева А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N4 по Омской области задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному, транспортному налогам и пеням.
18.08.2016 года определением мирового судьи судебного участка 22 в Омском судебном районе Омской области судебный приказ N 2а-372(21)/2016 отменен (л.д. " ... ").
В связи с неисполнением требований налоговый орган обратился с настоящим административным иском в суд.
Судом первой инстанции требования налогового органа удовлетворены в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается в порядке, предусмотренном главой 32 КАС РФ.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3).
Согласно ч. 2 ст. 6.1. НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафа подлежал исчислению со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога N 53 (25.02.2016 года) и истекал 26.08.2016 года.
Судебный приказ был выдан мировым судьей 27.07.2016 года, таким образом, в порядке приказного производства налоговый орган обратился в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Настоящее административное исковое заявление направлено в суд 15.03.2017 года, т.е. за пределами шестимесячного срока со дня вынесения определения об отмене судебного приказа. Между тем, суд признал пропуск срока на обращение с иском незначительным и посчитал возможным удовлетворить ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного срока. Восстанавливая срок для обращения с иском, суд принял во внимание незначительность пропущенного истцом срока (менее одного месяца). Учитывая длительность неисполнения обязанности по уплате налога, а также факт направления административному ответчику копии административного заявления 24.01.2017 года, его вручение налогоплательщику 02.03.2017 года (л.д. " ... "), судебная коллегия находит указанный вывод суда правильным.
Однако решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Судебная коллегия не соглашается выводами суда первой инстанции в части суммы взысканной недоимки и пени.
Суд вынес решение, не проверив правильность исчисления налогов.
Так, представленные налоговой инспекцией в суд первой инстанции документы (уведомления, требования), не подтверждают обоснованность взысканной суммы.
Подлежит перерасчету налог на имущество физических лиц за 2014 год с учетом фактического владения (16595-6915=9680) за 8 месяцев 2014 года.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции Межрайонная ИФНС России N 4 по Омской области исковые требования в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц уточнила, просила взыскать с Каравана Д.С.:
задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2013-2014 гг. в размере 28 рублей;
- задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 13 093 рублей.
- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских поселений в размере 2,22 рублей за период с 01.05.2014 года по 24.02.2016 года;
- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских округов в размере 1 866,52 рублей за период с 01.12.2014 года по 24.02.2016 года.
Перерасчет налога на имущество физических лиц по трем объектам недвижимости, расположенным адресу: " ... ", произведен налоговым органом, поскольку по объектам налогообложения - квартиры NNN " ... " налог начислению не подлежал ввиду отсутствия сведений об инвентаризационной стоимости указанных объектов.
По объекту недвижимости - жилой дом с кадастровым номером 55:20:020401:2665, расположенный по адресу: " ... " (дата возникновения собственности - " ... ", дата отчуждения - " ... "; инвентаризационная стоимость 976 201 рублей) налог на имущество физических лиц начислен в соответствии с Решением Совета Ачаирского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 13 ноября 2010 г. N 74 "Об установлении земельного налога" по ставке 1,7%.
Из представленных в материалы дела налоговых уведомлений, требований об уплате налога, списков почтовой корреспонденции, определения об отмене судебного приказа судебная коллегия приходит к выводу о том, что процедура принудительного взыскания недоимки по земельному и транспортному налогу и пеней за несвоевременную оплату налогов административным истцом соблюдена.
Суммы включенных в состав требований налогового органа пеней на не погашенные в установленный срок недоимки за истекшие отчетные периоды судебная коллегия признает обоснованными с учетом наличия в материалах дела расчета пеней и доказательств неуплаты недоимок.
Оснований для иной оценки дополнительно представленного расчета недоимок и пеней, судебная коллегия не усматривает.
В суде апелляционной инстанции административный ответчик согласился с представленным расчетом.
Поскольку истцом представлены доказательства, подтверждающие полномочия на обращение в суд, доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания налогов, правильность уточненного расчета сумм налогов и пеней подтверждена и проверена судебной коллегией, исковые требования подлежат удовлетворению.
С учетом положений ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с Каравана Д.С. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 24 апреля 2017 года изменить.
Взыскать с Каравана Дмитрия Сергеевича в пользу Межрайонной ИФНС России N 4 по Омской области:
- задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 3 325 рублей;
- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в размере 364,26 рублей за период с 01.01.2015 года по 24.04.2016 года;
- задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2013- 2014 гг. в размере 28 рублей;
- задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 13 093 рублей.
- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в границах городских поселений в размере 2,22 рублей за период с 01.05.2014 года по 24.02.2016 года;
- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских округов в размере 1 866,52 рублей за период с 01.12.2014 года по 24.02.2016 года;
- задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 894,76 рублей за 2014 год;
- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 555,14 рублей за период с 13.07.2015 года по 30.11.2015 года.
Всего взыскать с Каравана Дмитрия Сергеевича в пользу Межрайонной ИФНС России N 4 по Омской области 20 128,90 рублей.
Взыскать с Каравана Дмитрия Сергеевича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 804 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.