Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 04 августа 2017 г. по делу N 33-271/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Таранова В.А.,
судей Дубова Ю.А. и Юркова В.В.,
при секретаре судебного заседания Смельчаковой В.В.,
с участием представителя истца Карелиной Ю.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Томского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 года по иску командира войсковой части 1 (далее по тексту - командир части), заявленному в интересах Российской Федерации, о привлечении военнослужащего этой же воинской части ... Усманова Владимира Валерьевича к полной материальной ответственности.
Заслушав доклад судьи Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и доводы жалобы, объяснения представителя Карелиной Ю.П. в обоснование апелляционного обращения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Командир части обратился в суд с упомянутым иском в размере 253 941 рубля, которые просил зачислить на счёт федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" ).
Обжалованным судебным постановлением исковое заявление оставлено без удовлетворения в связи с пропуском срока привлечения к материальной ответственности ).
В апелляционном обращении его автор просит об отмене решения суда по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), и взыскании с Усманова 253 941 рубля.
Ссылаясь в подтверждение на обстоятельства спора, отдельные положения федерального законодательства и практику Верховного Суда Российской Федерации, командир части утверждает, что не пропускал установленный пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее по тексту - Закон N 161-ФЗ) срок, который по делу исчислен неверно ).
По результатам рассмотрения жалобы окружной военный суд находит судебное постановление подлежащим изменению ввиду неправильного определения юридически значимых обстоятельств.
Как следует из поступивших материалов, 11 апреля 2017 года командир части предъявил в суд исковое заявление о возмещении ответчиком причинённого государству материального ущерба. В обоснование данного требования истец указал, что в период с 09 июля по 30 августа 2012 года Усманов временно исполнял обязанности командира войсковой части 2. 13 августа 2012 года ответчик подписал и направил по команде представление к увольнению с военной службы водителя автомобильной роты этой воинской части старшины Р ... На основании данного документа 15 декабря 2012 года Министр обороны Российской Федерации издал в отношении Р. приказ N ... об увольнении с военной службы и исключении 25 декабря 2012 года из списков личного состава воинской части. Вступившим в законную силу решением от 03 июня 2013 года Барнаульский гарнизонный военный суд признал указанный приказ неправомерным, обязал Министра обороны Российской Федерации отменить последний и принять меры к обеспечению Р. всеми положенными видами довольствия за время незаконного пребывания вне службы. Во исполнение судебного акта Р. за период с 26 декабря 2012 года по 25 ноября 2013 года было выплачено денежное довольствие на сумму заявленного иска, что повлекло причинение государству материального ущерба.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока привлечения к материальной ответственности, гарнизонный военный суд исходил из того, что последний истёк 12 декабря 2016 года. По мнению суда, о причинении государству действиями Усманова материального ущерба командиру части стало известно не позднее 12 декабря 2013 года, когда названное должностное лицо отменило свой приказ от 25 декабря 2012 года N *, которым продублировало вышеупомянутое решение Министра обороны Российской Федерации о прекращении Р. военной службы с последней даты. Делая данный вывод, суд полагался на осведомленность истца о последствиях восстановления на военной службе незаконно уволенного гражданина, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вместе с тем началом течения трёхгодичного срока привлечения к материальной ответственности пункт 4 статьи 3 Закона N 161-ФЗ называет дату обнаружения ущерба, каковой является день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчинённости органом военного управления и воинским должностным лицом стало известно о наличии материального ущерба, причинённого военнослужащим (см. пункт 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Ущерб, о котором говорится в Законе N 161-ФЗ, представляет собой утрату или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или повреждённого имущества, а также излишние денежные выплаты, произведённые воинской частью (статья 2).
Материалы дела не содержат сведений об образовании такого ущерба до 12 декабря 2013 года включительно. Однако в них имеются не опровергнутые другими доказательствами данные о выявлении наступившего имущественного вреда в виде излишних денежных выплат в размере 253 941 рубля 22 июля 2014 года, когда сотрудником межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Минобороны России в рамках контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Новосибирской области" завершилась встречная проверка войсковой части 1. По её результатам, доведённым до сведения командира части, установлено, что обозначенные денежные средства составляют размер денежного довольствия Р. за время вынужденного неисполнения им обязанностей военной службы, обусловленного незаконным увольнением ).
С учётом изложенного апелляционная инстанция, соглашаясь с автором жалобы, приходит к выводу о необходимости исчисления по настоящему делу предусмотренного пунктом 4 статьи 3 Закона N 161-ФЗ срока с 22 июля 2014 года, а не с 12 декабря 2013 года, как ошибочно посчитал гарнизонный военный суд.
В соответствии с Законом N 161-ФЗ упомянутый срок является пресекательным. Он не прерывается, не приостанавливается и не может быть восстановлен. Следовательно, этот срок ограничивает тремя годами весь процесс привлечения военнослужащего к материальной ответственности вплоть до издания приказа командиром или вынесения решения судом.
Согласно статье 13 ГПК РФ обязательность судебного постановления предопределяется вступлением его в законную силу. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (часть 1 статьи 209 ГПК РФ).
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении исковых требований исключительно по мотиву пропуска предусмотренного пунктом 4 статьи 3 Закона N 161-ФЗ срока, без установления иных обстоятельств спора. Окончание указанного срока по настоящему делу приходится на 22 июля 2017 года, что делает невозможным привлечение Усманова к материальной ответственности после приведённой даты.
Таким образом, избранное гарнизонным военным судом правовое основание для отказа в удовлетворении иска согласуется со значимыми обстоятельствами спора.
В силу части 6 статьи 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Томского гарнизонного военного суда от 17 мая 2017 года по иску командира войсковой части 1 о привлечении Усманова Владимира Валерьевича к материальной ответственности изменить.
Считать началом течения срока привлечения Усманова В.В. к материальной ответственности 22 июля 2014 года.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий по делу В.А. Таранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.