Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 июля 2017 г. по делу N 33а-257/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего судьи Войтко С.Н.,
судей: Захарова В.А. и Шпакова С.П.,
при секретаре Пучковой Н.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ... Туйчиева К.Й. об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Новосибирск) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управлении жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник жилищного органа), связанных с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционным жалобам представителя административного истца Воевидки С.И. и представителя административного ответчика Пелых В.Ю. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2017 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Захарова В.А., выступления представителя административного истца Туйчиева К.Й. его представителя Воевидки С.И., представителя административного ответчика Осинцевой Н.В. в объеме апелляционных жалоб, окружной военный суд
установил:
как видно из материалов дела, ... Туйчиев, проходящий военную службу по контракту с января 1995 года и имеющий общую продолжительность военной службы более 25 лет, в апреле 2014 года обратился к начальнику жилищного органа с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией исходя из состава семьи четыре человека (он, жена - М ... и две дочери 20 ... и 20 ... г. рождения).
Решением начальника жилищного органа от 24 ноября 2016 года N ... Туйчиеву на состав семьи 4 человека предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере ... рубль ... копеек из расчета общей жилой площади 61,9 кв.м.
При этом размер общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии, был уменьшен на 10,1 кв.м. общей площади жилого помещения, предоставленного Туйчиеву ранее по договору социального найма, и не сданного им в установленном порядке.
Не согласившись с таким решением начальника жилищного органа, Туйчиев оспорил его в суде, настаивая на признании незаконным.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2017 года требования Туйчиева удовлетворены частично.
Суд признал неправомерным решение начальника жилищного органа в части уменьшения размера общей площади жилого помещения для расчета Туйчиеву жилищной субсидии на 10,1 кв.м. При этом суд возложил на него обязанность произвести перерасчет и доплату Туйчиеву субсидии для приобретения жилого помещения с учетом общей площади жилого помещения, занимаемого им и членами его семьи по договору социального найма, в размере 9,9 кв.м. В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Воевидка просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование этого он указывает, что Туйчиев предпринял необходимые меры, для сдачи всех жилых помещений предоставленных ему в период прохождения военной службы. В частности он сдал установленным порядком предоставленную ему служебную квартиру "Адрес". Данное обстоятельство, по мнению автора апелляционной жалобы, подлежит учету при определении размера общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии.
Наряду с этим в жалобе утверждается, что в квартире "Адрес", предоставленной Туйчиеву по договору социального найма, после расторжения брака остались проживать его бывшая жена и трое детей, которые в декабре 2011 года приватизировали это жилое помещение помимо его воли.
В заключение жалобы её автор высказывает суждение о том, что справка о сдаче жилого помещения не была получена Туйчиевым ввиду нарушения законодательства сотрудниками Администрации городского округа ...
Представитель административного ответчика Пелых в апелляционной жалобе просит отменить решение гарнизонного военного суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В обоснование просьбы автор жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела и анализируя нормы действующего законодательства, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что Туйчиевым пропущен срок на подачу административного иска, однако суд пропущенный срок не восстановил.
Кроме того Пелых подвергает сомнению правильность представленной Туйчиевым выписки Росреестра России из ЕГРП, согласно которой общая площадь квартиры, расположенной по адресу: "Адрес", составляет 49,4 кв.м. По мнению автора жалобы, эта выписка не могла быть учтена при расчете общей площади жилого помещения, поскольку не была своевременно представлена в жилищный орган при рассмотрении вопроса о предоставлении ему жилищной субсидии
Наряду с этим Пелых принес возражения на апелляционную жалобу представителя административного истца, в которых указывает на несогласие с содержащимися в ней доводами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, окружной военный суд не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Право на жилищную субсидию установлено п. п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. п. 3 и 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N76, установленный норматив общей площади жилого помещения (18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за оставления жилья бывшим членам семьи, которые в последующем его приватизировали, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья.
В судебном заседании установлено, что в период прохождения военной службы Туйчиев был обеспечен по месту службы двухкомнатной квартирой общей площадью 49,4 кв. метра, расположенной по адресу: "Адрес" и проживал там вместе с женой О ... и тремя детьми. 14 апреля 2010 года, между ним и администрацией ... Алтайского края на эту квартиру был заключен договор социального найма.
В последующем Туйчиев утратил возможность сдать данное жилье в установленном порядке, поскольку расторг брак, выехал из этой квартиры и снялся с регистрационного учета, распорядившись тем самым по собственному усмотрению своим жилищным правом.
В ноябре 2011 года данная квартира была приватизирована бывшей супругой административного истца О ... и его тремя детьми в равных долях.
Исходя из установленных по данному делу обстоятельств о том, что Туйчиев распорядился полученным от Министерства обороны Российской Федерации жильем, оставив свою часть жилого помещения бывшей супруге и детям, в результате чего его сдача государству, как требует закон, стала невозможной, суд первой инстанции обоснованно признал правильным решение начальника жилищного органа от 24 ноября 2016 года N ... об учете приходящейся Туйчиеву части этого жилого помещения, при расчете жилищной субсидии на четырех членов семьи.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отвергает доводы представителя административного истца о необходимости учета при определении размера общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии, только факта сдачи Туйчиевым предоставленного ему в период службы служебного жилого помещения.
Вопреки доводам представителя административного ответчика, суд первой инстанции правильно исходил из того, что общая площадь квартиры "Адрес", предоставленной Туйчиеву по договору социального найма, составляет 49,4 кв.м. В основу этого решения суд обоснованно положил выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сомневаться в объективности которой оснований не имеется.
Не может служить основанием к отмене решения суда довод апелляционной жалобы представителя административного ответчика о не разрешении судом вопроса о восстановлении Туйчиеву пропущенного срока на обращение в суд с административным иском.
В решении суда приведены мотивы, по которым суд не усмотрел оснований для вывода о пропуске срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ. При этом суд, установив конкретные периоды, когда Туйчиев по объективным причинам не имел возможности подать административное исковое заявление, фактически восстановил процессуальный срок, рассмотрев заявленные им требования по существу.
Иные доводы апелляционных жалоб, выводов суда первой инстанции не опровергают и не являются основаниями, предусмотренными ст. 310 КАС РФ, для отмены по существу правильного судебного акта.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 21 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Туйчиева К.Й. оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя административного истца Воевидки С.И. и представителя административного ответчика Пелых В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий по делу С.Н. Войтко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.