Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 04 августа 2017 г. по делу N 33а-286/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - Таранова В.А.
и судей: Дубова Ю.А.
Юркова В.В.
при секретаре судебного заседания Смельчаковой В.В.
с участием административного истца Сотонина А.М., его представителя Селедцова А.Б., представителя Тимофеева М.И. с полномочиями начальника ... военного института ... , а также жилищной комиссии и её председателя данного военного учебного заведения,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Сотонина А.М. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 06 июня 2017 года по административному иску бывшего военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " ... военный институт ... " (далее по тесту - военный институт) ... Сотонина Алексея Михайловича об оспаривании решения жилищной комиссии военного института об отказе в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений в собственность бесплатно (далее по тесту - жилищный учет), а также действий начальника военного института, связанных с утверждением данного решения.
Заслушав доклад председателя судебного состава Таранова В.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебного акта, доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, окружной военный суд
установил:
Сотонин обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующего уточнения просил признать незаконными состоявшееся в отношении него решение жилищной комиссии военного института, оформленное протоколом N ... от 28 апреля 2017 года, об отказе в принятии на жилищный учет, а также действия начальника военного института, связанные с утверждением этого решения, обязать коллегиальный орган данное решение отменить и принять по его рапорту от 28 ноября 2016 года новое решение.
В обоснование административного иска указал, что проходил военную службу в военном институте. Имеет выслугу в календарном исчислении более 12 лет. 28 апреля 2017 года жилищной комиссией военного института в отношении него принято решение об отказе в удовлетворении его рапорта о включении в списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений в собственность бесплатно, в связи с представлением документов, не подтверждающих право соответствующих граждан состоять на жилищном учете. В качестве основания такого отказа в решении указано, что в представленных им документах отсутствуют справки о необеспеченности его жильем с других мест службы, а также то, что 15 сентября 1998 года по ордеру, выданному администрацией ... района гор. "N", был обеспечен жилым помещением в виде отдельной комнаты в общежитии, которая в период прохождении военной службы в войсковой части ... была им приватизирована и передана по договору дарения бывшей супруге. Наряду с этим, в решении также указано, что его дочь С.А.А ... года рождения совместно с ним не проживает, в связи с чем не имеет права на обеспечение жильем в составе его семьи. Приведенные жилищной комиссией доводы считает необоснованными и противоречащими действующему законодательству. Все необходимые для постановки на обозначенный учет документы им были в жилищную комиссию представлены, однако, расписки о получении документов ему выдано не было. Справки из других воинских частей на основании ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) могли быть получены коллегиальным органом по каналам межведомственной связи, в том числе с уточнением недостающей информации в ранее представленных документах. Жилое помещение в общежитии ему было предоставлено в период работы стрелком команды ВОХР ОВО при УВД, стаж работы которой в период прохождения военной службы не засчитывается. Следовательно, данное жилое помещение в установленном порядке сдаче не подлежит, и он мог распоряжаться им по собственному усмотрению. Право собственности на жилье в общежитии приобретено им в установленном законом порядке и не оспаривалось. В рапорте на имя начальника военного института от 28 ноября 2016 года просил обеспечить его жильем в установленном законом порядке, к которому приложил справку о том, что членом его семьи является дочь С.А.А.., проживающая на момент подачи рапорта и в настоящее время с его бывшей супругой, так как его жилищные условия не соответствуют условиям проживания ребенка.
Указанным решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Сотонин, считая решение гарнизонного военного суда незаконным, необоснованным, просит его отменить по основаниям, предусмотренным п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) и принять по делу новое решение.
В обоснование занятой позиции, ссылаясь на обстоятельства спора, Конституцию Российской Федерации и отдельные нормы федерального законодательства, приводит доводы, которые в своей совокупности образуют выводы о том, что жилое помещение в общежитии по адресу: "Адрес" было получено не в период прохождения военной службы и не в связи с ее прохождением, а поэтому факт предоставления данного жилого помещения и последующего распоряжения им не должен учитываться при постановке на жилищный учет в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"; сославшись на положения ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ гарнизонный военный суд нарушил и неправильно применил нормы материального права; подарив ранее предоставленное не в связи с прохождением военной службы жилое помещение своей бывшей супруге, он реализовал свое право на распоряжение принадлежащим ему имуществом; выводы суда об обеспеченности его ранее жильем не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель начальника военного института и председателя жилищной комиссии военного института Тимофеев М.И., соглашаясь с принятым по делу итоговым судебным актом, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных относительно нее возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Закона.
При этом военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 утверждены Правила (в редакции постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 900) (далее по тексту - Правила), согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении он подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются следующие документы: копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста; выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления; копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами административного дела, что первый контракт о прохождении военной службы Сотонин заключил в марте 2000 года и имеет выслугу более 12 лет.
В период с 03 июня 1998 года по 22 января 1999 года он работал в должности стрелка команды ВОХР отдела вневедомственной охраны при УВД ...
По распоряжению главы администрации ... района г. "N" от 15 сентября 1998 года N ... административному истцу был выдан ордер N ... серия ... на вселение в жилое помещение в виде отдельной комнаты N ... , общей площадью 12, 2 кв. метров, в общежитии, расположенном по адресу: "Адрес", которое в дальнейшем ему было передано на основании договора социального найма от 10 апреля 2008 года N ... в бессрочное владение и пользование, а на основании договора от 28 мая 2008 года N ... - Мэрией г. "N" в собственность.
В апреле 2009 года Сотонин передал указанное жилое помещение по договору дарения своей бывшей супруге.
В связи с увольнением с военной службы Сотонин обратился к начальнику военного института с просьбой о принятии его и члена его семьи - дочери А ... на учет для обеспечения жилым помещением в г. "N" в собственность бесплатно.
Решением жилищной комиссии военного института от 23 декабря 2016 года, оформленным протоколом N ... , ему было отказано в постановке на обозначенный учет в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на данном учете. Основанием к тому послужила его обеспеченность ранее от государства жилым помещением, а также не представление ряда документов, а именно справок с предыдущих мест службы о необеспеченности жилым помещением, обязанность по представлению которых возложена на Сотонина.
Вступившим в законную силу решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2017 года указанное решение коллегиального органа и действия начальника военного института, связанные с его утверждением, признаны незаконными ввиду принятия решения незаконным составом жилищной комиссии военного института, без обсуждения вопроса о нуждаемости Сотонина с учетом члена его семьи - дочери С.А.А. и на жилищную комиссию возложена обязанность по отмене данного решения и рассмотрению заявления административного истца повторно.
28 апреля 2017 года, рассмотрев во исполнение указанного решения гарнизонного военного суда обращение Сотонина повторно, жилищная комиссии военного института на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказала административному истцу в постановке на жилищный учет, указав в качестве оснований такого отказа отсутствие у его дочери права состоять на обозначенном учете ввиду не проживания с отцом, обеспечение его ранее жильем по договору социального найма, а также отсутствие справок о необеспеченности его жильем с предыдущих мест военной службы.
Отказывая в удовлетворении административного иска, гарнизонный военный суд пришел к выводу о том, что Сотонин был обеспечен по установленным нормам жильем от государства и добровольно распорядился им, что лишает его права на повторное предоставление ему жилого помещения в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Между тем, с таким выводом суда первой инстанции окружной военный суд согласиться не может, считая его ошибочным.
Юридически значимым в данном случае является установление формы собственности жилищного фонда, из которого административному истцу было передано в бессрочное владение и пользование, а затем в собственность жилое помещение.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации), а муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Судом установлено, что переданное по договору социального найма от 10 апреля 2008 года в бессрочное владение и пользование, а затем по договору от 28 мая того же года в собственность административному истцу жилое помещение N ... , общей площадью 12, 2 кв. метров, расположенное по адресу: "Адрес" входило в состав муниципального жилищного фонда гор. "N". В этой связи указанные договора были заключены с Сотониным администрацией ... района г. "N" и Мэрией г."N", соответственно.
Из изложенного следует, что государство в лице уполномоченных им органов власти стороной договоров о передаче этого жилого помещения административному истцу в бессрочное владение и пользование по договору социального найма, а затем в собственность не выступало.
При таких данных выводы жилищного органа и суда первой инстанции о распоряжении Сотониным жилым помещением, ранее полученным от государства, являются несостоятельными.
В судебном заседании установлено, что переданную в собственность мэрией гор. "N" квартиру Сотонин в апреле 2009 г. подарил своей бывшей жене, что в последующем привело к состоянию, требующему участия со стороны органа государственной власти, где предусмотрена военная служба, в обеспечении истца жилым помещением.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку с момента намеренного ухудшения Сотониным свих жилищных условий прошло более пяти лет, причин для отказа в апреле 2017 г. в его постановке на жилищный учет по указанному в решении жилищного органа основанию не имелось.
Представление в жилищный орган справок о необеспеченности Сотонина жильем с предыдущих мест военной службы пунктом 3 Правил, а также пунктом 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75, не предусмотрено. Следовательно, их отсутствие также не может служить причиной для отказа в постановке на жилищный учет, поскольку на основании ч. 4 ст. 52 ЖК РФ таковые могут быть получены коллегиальным органом по межведомственным запросам.
Не может служить основанием для отказа Сотонину в данном учета и сам по себе факт отсутствия права на подобный учет его дочери, которая проживает отдельно от отца со своей матерью.
Таким образом, Сотонин правомерно обратился с заявлением о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, в связи с чем оспариваемые им решение жилищной комиссии и действия начальника военного института, как принятые без учета названных законодательных положений, являются ошибочными, а вывод гарнизонного военного суда о правомерности таких решений основан на неправильном толковании норм материального права.
Данные обстоятельства являются основанием для отмены в апелляционном порядке решения суда и принятии нового решения.
Руководствуясь ст. ст.177, 307-311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 06 июня 2017 года по административному иску Сотонина Алексея Михайловича отменить и принять по делу новое решение, изложив его в следующей редакции:
Административный иск Сотонина Алексея Михайловича удовлетворить.
Решение жилищной комиссии Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " ... военный институт ... ", оформленное протоколом N ... от 28 апреля 2017 года, об отказе включения его в список очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) для обеспечения жилым помещением в собственность бесплатно, и действия начальника данного учреждения, связанные с утверждением данного решения, признать незаконными.
Обязать жилищную комиссию Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования " ... военный институт ... " принятое решение, оформленное протоколом N ... от 28 апреля 2017 года, в части касающейся Сотонина А.М. отменить и повторно рассмотреть заявление Сотонина А.М. по вопросу признания его нуждающимся в жилом помещении.
Председательствующий по делу В.А. Таранов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.