Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 20 июля 2017 г. по делу N 33а-1001/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Брянского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N"данные изъяты" Пузанова ФИО8 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), связанных с отказом в обеспечении административного истца жилищной субсидией вне очереди.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Пузанов находится на военной службе с августа 1995 года и относится к категории военнослужащих, обеспечивающихся на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Решением начальника отделения "Западрегионжилье" от 15 апреля 2016 года N N административный истец в связи с предстоящим увольнением с военной службы принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки 21 марта 2016 года. Позднее, на основании его заявления от 5 сентября 2016 года, форма обеспечения административного истца жильём изменена на жилищную субсидию.
22 февраля 2017 года на обращение Пузанова начальником отделения "Западрегионжилье" за исх. N N дан ответ, согласно которому у военнослужащего права на обеспечение жилищной субсидией вне очереди нет, и оно будет реализовано в порядке очерёдности.
Полагая, что необеспечением жилищной субсидии его права были нарушены, Пузанов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника отделения "Западрегионжилье", связанные с отказом в обеспечении его жилищной субсидией вне очереди, а также обязать указанное должностное лицо предоставить ему на состав семьи 4 человека жилищную субсидии вне очереди.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Пузанова отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он указывает, что подлежит увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а не предоставление ему жилищной субсидии затягивает данный процесс, что в свою очередь приводит к переплате денежного довольствия.
Автор жалобы утверждает, что предоставленные им в жилищный орган медицинские документы, подтверждающие наличие у него заболеваний, а у супруги инвалидности, свидетельствуют о необходимости обеспечения его жилым помещением вне очереди.
Полагает, что на основании ранее действующей Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, он, как имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, в силу предстоящего увольнения с военной службы по льготному основанию имеет право на внеочередное обеспечение жилищной субсидией. Данные обстоятельств подтверждаются и указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2015 года N 234/424. Кроме того, Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что законы и другие нормативные акты, ухудшающие положение граждан, приниматься в Российской Федерации не должны.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами вышеназванного федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 статьи 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок), также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
В пункте 5 Порядка закреплено, что в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Из изложенного следует, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности. До получения финансовыми органами лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии военнослужащие не могут быть обеспечены жилищной субсидией.
Согласно части 2 стати 7 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела копии заключения военно-врачебной комиссии филиала N 1 ФГБУ "данные изъяты" Министерства обороны Российской Федерации от 20 июля 2016 года N N об освидетельствовании Пузанова, а также копии справки об установлении его супруге первой группы инвалидности по зрению, выявленные у административного истца и членов его семьи заболевания не подпадают под указанный перечень.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что действующим законодательством конкретный срок предоставления военнослужащим жилищной субсидии не определён, в связи с чем право административного истца на жилищное обеспечение до получения уполномоченным органом лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии и наступления его очереди нарушено не было, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы жалобы о том, что необеспечение жилищной субсидией затягивает процесс увольнения Пузанова с военной службы и приводит к переплате денежного довольствия, судебная коллегия находит не состоятельными. Административный истец, имея право как на увольнение с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, так и на обеспечение жилищной субсидией, сделал выбор в пользу реализации в первую очередь своего жилищного права, то есть фактически выразил желание продолжить военную службу до обеспечения такой субсидией. Осуществление же выплаты ему в период прохождения военной службы денежного довольствия предусмотрено законом и также не нарушает права военнослужащего.
Так как Пузановым в суд не представлено каких-либо доказательств наличия у него с членами семьи тяжелых формам хронических заболеваний, указанных в предусмотренном законом перечне, то утверждение автора жалобы о наличии у него права на внеочередное обеспечение жилищной субсидией является не обоснованным.
Ссылку административного истца на приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, судебная коллегия считает надуманной. В силу положений статьи 4 ГК РФ действие указанной Инструкции, утратившей силу ещё в ноябре 2010 года, на возникшие между Пузановым и жилищным органом лишь в 2016 году жилищные правоотношения, не распространеются.
Что же касается доводов жалобы о необходимости руководствоваться указаниями заместителя Министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2015 года N 234/424, то они нормативным правовым актом не являются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 11 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Пузанова ФИО8 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.