Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 20 июля 2017 г. по делу N 33а-1007/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Павленка С.В.,
судей:
Левицкого Б.Ф., Богдашова Д.А.,
при секретаре Потанине Н.А., с участием административного истца, представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (далее - департамент) Тутовой Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по её апелляционной жалобе на решение Московского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление подполковника запаса Молчанова Вячеслава Рудольфовича об оспаривании решений заместителя руководителя департамента, связанных с отказом в предоставлении жилых помещений и снятии с учёта нуждающихся в жилье.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А., объяснения представителя административного ответчика в обоснование апелляционной жалобы, административного истца, возражавшего против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Молчанову и его несовершеннолетним детям решением заместителя руководителя департамента от 06 февраля 2017 года на состав семьи 6 человек были предоставлены жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес" общей площадью 110,6 кв. метров.
Решениями этого же должностного лица от 01 марта 2017 года N и N вышеуказанное решение отменено и в предоставлении квартир отказано со снятием административного истца и его детей с жилищного учёта как обеспеченных общей площадью жилого помещения свыше учётной нормы.
Полагая свои права нарушенными, Молчанов в судебном порядке оспорил вышеприведённые решения и просил суд обязать уполномоченный орган их отменить.
Суд административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель департамента, выражая несогласие с решением гарнизонного военного суда, просит его отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В обоснование этого указывает, что супруге административного истца Молчановой С.Б. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" кв. 44 общей площадью 31,8 кв. м, в котором зарегистрированы и проживают административный истец и члены его семьи, а также жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 53 кв. м,, что свидетельствует об их обеспеченности жильём свыше учётной нормы, установленной в г. Москве.
Отмечает, что административным истцом не представлено доказательств о раздельном проживании Молчанова, его супруги и их несовершеннолетних детей, факт ведения раздельного хозяйства не установлен, а поэтому, проживая совместно с Молчановой С.Б., они являются членами семьи собственника жилого помещения и обладают правом пользования этим жильём.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Жилищному обеспечению подлежит военнослужащий и совместно проживающие с ним члены его семьи, признанные федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Из материалов дела усматривается, что Молчанов, его супруга (брак заключен в 2001 году), дочери Надежда и Анастасия, 2003 и 2005 года рождения, соответственно, с сентября 2005 года состоят на жилищном учёте. В 2007 года в их семье родилась дочь Ксения, а в 2010 и 2012 году сыновья - Ярослав и Святослав.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета.
Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон, а потому никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Исходя из этого, он по своему усмотрению может и отказаться от своего права состоять на учете.
Согласно нотариальному заявлению супруги административного истца от 02 июля 2014 года, адресованному в департамент, она просила исключить её из числа нуждающихся в получении жилья от военного ведомства в составе семьи своего супруга - военнослужащего.
Молчановым также было подано заявление, в котором он, выразив желание получить жилое помещение в собственность, просил предоставить жильё на него и пятерых несовершеннолетних детей, не учитывая супругу.
Несмотря на непредоставление административным ответчиком решения о снятии Молчановой С.Б. с жилищного учёта, имеющимся в деле извещением и решением от 06 февраля 2017 года подтверждается, что спорные квартиры распределялись жилищным органом только на административного истца и его пятерых несовершеннолетних детей, без учёта супруги.
Он же с детьми был снят с жилищного учёта решением департамента от 01 марта 2017 года.
Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512 утверждены Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила).
В силу п. 1 Правил, жилые помещения в собственность бесплатно предоставляются военнослужащим и членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Аналогичное условие о предоставлении жилья по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотрено и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ
Учитывая, что на момент принятия оспоренных решений супруга Молчанова совместно с ним на жилищном учёте не состояла, у департамента не имелось оснований для оценки её жилищных условий.
Кроме того судом установлено, что квартира в г"адрес" получена Молчановой С.Б. в 2003 году в дар, а находящаяся в г. Москве с 2009 года принадлежит на праве собственности в порядке наследования.
Регистрация административного истца с детьми по месту жительства в квартире Молчановой С.Б., расположенной в "адрес", принимая во внимание её общую площадь, которая учитывалась жилищной комиссией при принятии в 2005 году Молчанова на жилищный учёт, не является основанием для его снятия с учёта нуждающихся в жилье.
Оценив представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу, что изменений жилищных условий административного истца в результате которых были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения, не произошло, а поэтому обоснованно признал принятое жилищным органом в отношении Молчанова и его детей решение о снятии их с учёта нуждающихся в жилье незаконным.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии у административного истца права пользования этим жилым помещением.
Положениями ч. 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным анализируемым Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Материалами дела подтверждается, что его супруга, будучи собственником квартиры в "адрес", в сентябре 2003 года вселила в неё Молчанова. Там же зарегистрированы по месту жительства и их несовершеннолетние дети.
Из имеющихся в деле выписок из домовой книги и лицевого счёта не следует, что административный истец был вселён в указанную квартиру на ином, нежели проживание в качестве члена семьи собственника, основании, соответственно, в жилое помещение он был вселён с согласия собственника в качестве члена её семьи.
Не имеется в них и информации о временном проживании Молчанова на иных условиях, установленных соглашением с собственником, так как он постоянно зарегистрирован по месту жительства без установления срока такой регистрации.
Абзацем 4 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что регистрация гражданина РФ по месту жительства представляет собой фиксацию в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
С момента вселения у Молчанова возникло право пользования жилым помещением, от которого он в установленном законом порядке не отказывался, с регистрационного учёта в жилом помещении не снимался и его не освобождал, проживая по настоящее время. Это же касается и несовершеннолетних детей, право пользования жильем которых производно от права их родителей.
Голословное утверждение административного истца о временном проживании в ином жилом помещении не имеет правового значения по делу и не свидетельствует о прекращении права пользования квартирой супруги. Оно же противоречит и материалам дела, в частности его переписке с государственными органами и его объяснениям в суде апелляционной инстанции.
Пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, определено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению, с указанием сведений о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи.
Согласно п. 1 ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
По общему правилу, содержащемуся в ч. 7 ст. 57 ЖК РФ и в п. 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений при расчёте общей площади жилого помещения, которая может быть предоставлена Молчанову и его детям, должен учитываться размер площади только той квартиры, в которой они зарегистрированы, проживают и обладают правом пользования.
Кроме того сам факт его нахождения на жилищном учёте в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения ниже учётной нормы, предполагал, что улучшение жилищных условий может состояться с учётом данного жилья в целях предотвращения необоснованного сверхнормативного предоставления государственного жилья.
Следовательно, решение уполномоченного органа в части отказа в предоставлении Молчанову и пятерым несовершеннолетним детям двух квартир в г. Москве общей площадью 110,6 кв. метров является правомерным ввиду того, что они выделены с превышением установленных норм предоставления жилых помещений.
В связи с этим вывод суда о незаконности действий жилищного органа, в части отказа в предоставлении распределенных жилых помещений основан на неправильном применении норм материального права и несоответствует материалам административного дела.
Руководствуясь ст. 308-309, 310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Молчанова Вячеслава Рудольфовича о признании незаконными решений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 01 марта 2017 года N и N в части отказа в предоставлении административному истцу жилых помещений по адресу: г"адрес" общей площадью 110,6 кв. метров, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Молчанова Вячеслава Рудольфовича в этой части - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.