Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 03 августа 2017 г. по делу N 33а-1102/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Давлетовой Т.М. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 11 мая 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N"данные изъяты" Лихашва ФИО7 об оспаривании бездействия начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), выраженного в непринятии решения о признании административного истца с членами семьи, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лихашва находится на военной службе с августа 1996 года и относится к категории военнослужащих на весь срок военной службы обеспечивающихся служебными жилыми помещениями. С октября 2015 года административный истец является военнослужащим войсковой части N, дислоцирующейся в г. "адрес".
5 сентября 2016 года в отделение "Западрегионжилье" от Лихашва поступило заявление о принятии его с членами семьи: женой и двумя детьми, на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному им месту жительства в г. "адрес".
По указанию жилищного органа административный истец 16 января 2017 года направил в отделение "Западрегионжилье" комплект дополнительных документов, который поступил адресату 25 марта 2017 года.
Ранее 13 января 2017 года начальником отделения "Западрегионжилье" было вынесено решение N 18-52/17-04 о принятии административного истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. "адрес" с 5 сентября 2016 года.
Поскольку до Лихашва какое-либо решение по его заявлению доведено не было, он, полагая, что его права были нарушены, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным бездействие начальника отделения "Западрегионжилье", выраженное в непринятии решения о признании его с членами семьи, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
-обязать начальника отделения "Западрегионжилье" принять его с членами семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Лихашва отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывает, что в административном исковом заявлении просил признать незаконными бездействие должностного лица, выраженное в непринятии решения по его заявлению о признании, в том числе и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях.
Автор жалобы обращает внимание, что с решением начальника отделения "Западрегионжилье" от 13 января 2017 года был ознакомлен лишь в судебном заседании, в связи с чем, у него отсутствовала возможность его оспорить.
Лихашва полагает, что судом первой инстанции не было принято во внимание представление им в жилищный орган комплекта документов, подтверждающего право членов его семьи быть принятыми на жилищный учёт.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Лихашва, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), пришел к выводу, что поскольку решением начальника отделения "Западрегионжилье" от 13 января 2017 года административный истец был принят на жилищный учёт, то его заявление об этом было рассмотрено, в связи с чем факт нарушения права на рассмотрение заявления отсутствует. Так как указанное решение жилищного органа военнослужащим не оспаривалось, то и оснований для возложения обязанности на начальника отделения "Западрегионжилье" принять административного истца с членами семьи на жилищный учёт не имеется.
Однако судом без внимания оставлено следующее.
В соответствии с пунктом вышеприведённой 1 Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются предусмотренные инструкцией документа.
Из содержания данного приложения N 1 следует, что в заявлении о принятии на жилищный учёт военнослужащий указывает, в том числе и членов своей семьи, подлежащих признанию нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 5 данной Инструкции решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Пунктом 6 Инструкции определено, что уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 3 к настоящей Инструкции, с приложением расписки в получении документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, с указанием их перечня и даты получения.
В приложении N 3 указываются члены семьи, которые принятии вместе с военнослужащим на жилищный учёт.
Анализ приведенного законодательства позволяет придти к выводу, что на основании заявления военнослужащего структурным подразделением уполномоченного органа принимается решение о возможности принятия на жилищный учёт не только военнослужащего, но и членов его семьи. В случае, если кто-либо из членов семьи военнослужащего не имеет права находиться на жилищном учёте, то жилищный орган отказывает в постановке на такой учёт.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что со дня поступления в отделение "Западрегионжилье" заявления административного истца о признании, в том числе и членов его семьи, нуждающимися в жилых помещениях тридцать рабочих дней, отведенных на принятие соответствующего решения, прошли, однако какое-либо решение в отношении них до настоящего времени так и не принято, доказательств об обратном в суд не представлено, то, вопреки ошибочному выводу суда первой инстанции, судебная коллегия находит оспариваемое бездействие должностного лица в отношении членов семьи Лихашва касающейся, нарушающим его права.
То обстоятельство, что заявление административного истца рассмотрено, и он сам принят на жилищный учёт, в связи с чем факт нарушения права на рассмотрение заявления отсутствует, не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления. Лихашва оспорил в суде бездействие должностного лица, выраженное в непринятии решения о постановке на жилищный учёт не только его, но и членов его семьи, заявив требование о возложении обязанности на структурное подразделение уполномоченного органа принять его и всех членов его семьи на жилищный учёт.
Поскольку вопрос принятия членов семьи Лихашва на учёт нуждающихся в жилых помещениях ещё не разрешён и отнесен к исключительной компетенции жилищного органа, то требование административного истца о возложении соответствующей обязанности на начальника отделения "Западрегионжилье" является преждевременно заявленным и удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение гарнизонного военного суда в части, касающейся оспаривания бездействия начальника отделения "Западрегионжилье", выраженного в непринятии решения о признании членов семьи Лихашва нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права, необходимо отменить и принять новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст.ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 11 мая 2017 года по административному исковому заявлению Лихашва ФИО7 в части оспаривания бездействия начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выраженного в непринятии решения о признании членов его семьи (супруги и детей) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права - отменить и принять в этой части новое решение.
Признать незаконным бездействие начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выраженное в непринятии решения о признании членов семьи Лихашва Д.Н. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации разрешить вопрос о принятии членов семьи Лихашва Д.Н. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В удовлетворении административного искового заявления Лихашва Д.Н. в части требования о возложении обязанности на начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.