Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 01 июня 2017 г. по делу N 33а-754/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей Лаварентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Западрегионжилье") по доверенности - Когут Д.И. на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по "данные изъяты" гарнизону Западного военного округа (далее - ВСО по Нижегородскому гарнизону) "данные изъяты" юстиции Шевчука ФИО8 об оспаривании решения заместителя начальника "Западрегионжилье", связанного с расчетом размера жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Шевчук поступил на военную службу в августе 1994 года, с мая 2014 года проходит её в ВСО по "данные изъяты" гарнизону.
На основании решения начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") от 19 февраля 2016 года N 18-52/16-10 административный истец составом семьи один человек был принят на учёт нуждающегося в жилом помещении с 30 ноября 2015 года.
По его письменному заявлению форма обеспечения жилым помещением была изменена на предоставление жилищной субсидии.
Решением Нижегородского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2016 года на начальника отделения "Западрегионжилье" возложена обязанность внести в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведения о праве Шевчука на дополнительную площадь.
23 ноября 2016 года заместителем начальника "Западрегионжилье" принято решение N 03-28/1563 о предоставлении административному истцу жилищной субсидии из расчёта норматива общей площади жилого помещения 33 кв.м. без права на дополнительную площадь.
Полагая, что его права на получение жилищной субсидии в большем размере были нарушены, Шевчук обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным решение заместителя начальника "Западрегионжилье" от 23 ноября 2016 года N 03-28/1563 о предоставлении ему жилищной субсидии без учёта права на дополнительную площадь жилого помещения;
-обязать начальника "Западрегионжилье" отменить решение от 23 ноября 2016 года N 03-28/1563 в части его касающейся и принять новое решение о доплате ему жилищной субсидии с учётом права на дополнительную площадь в размере 20 кв.м.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Шевчука удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель "Западрегионжилье", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывает, что Шевчук право на обеспечение дополнительной площадью жилого помещения, как сотрудник Следственного комитета, мог реализовать лишь через Следственный комитет Российской Федерации за счёт выделяемых комитету на эти цели средств федерального бюджета.
Автор жалобы полагает, что вышеприведенное решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2016 года не является преюдициальным по настоящему административному делу, так как "Западрегионжилье" не было привлечено к участию в деле.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление Шевчука, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 35 Федерального закона "О следственном комитете Российской Федерации", а также статьи 64 КАС РФ, пришёл к выводу, что вступившее в законную силу вышеуказанное решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 13 сентября 2016 года имеет преюдициальное значение по настоящему делу, в связи с чем административный истец подлежит обеспечению жилищной субсидией с учётом его права на дополнительную площадь жилого помещения.
Однако судом без внимания оставлено следующее.
По смыслу пунктов 1 и 16 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями, в том числе и в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
При предоставлении жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 15.1 данного Закона, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
В пункте 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), закреплено, что норматив общей площади жилого помещения устанавливается в размере 33 кв.м. общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего.
Пунктом 5 данных Правил определено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из содержания пункта 2 статьи 15.1 указанного Закона следует, что права на дополнительную площадь жилого помещения имеет следующая категория военнослужащих: военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
В соответствии с частями 22 и 23 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" обеспечение сотрудника Следственного комитета жилым помещением осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Следственному комитету, путем предоставления сотруднику служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.
Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты.
Пунктом 8 статьи 40 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" определено, что обеспечение военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета и членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации для военнослужащих, с учетом особенностей, установленных частью 23 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели Следственному комитету. Ведение учета военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с 1 января 2017 года, осуществляется Следственным комитетом.
Согласно части 3 статьи 39 данного Федерального закона, офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", обладают правами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и настоящим Федеральным законом. По их выбору им предоставляются правовые гарантии и компенсации по основанию, предусмотренному настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Анализ приведенного законодательства позволяет прийти к выводу, что офицеры ВСО, имеющие статус военнослужащих и принятые на жилищный учёт до 1 января 2017 года, могут по своему усмотрению реализовать право на обеспечение жильём за счет средств Следственного комитета, либо федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, соответственно, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", либо Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Право на предоставление военнослужащему дополнительной площади жилого помещения, как сотруднику Следственного комитета, может быть реализовано за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели именно Следственному комитету.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Шевчук находится на жилищном учете в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и подлежит обеспечению жилищной субсидией, как военнослужащий, то вопреки выводу суда первой инстанции, у административного истца отсутствует право на получение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации дополнительной площади жилого помещения, как сотруднику ВСО.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Из приведенных норм права следует, что для суда обязательны выводы об обстоятельствах, изложенных во вступившем в законную силу судебном акте по ранее рассмотренному делу, а не вывод о толковании законодательства.
Поскольку вывод суда о праве Шевчука на получение дополнительной площади жилого помещения от военного ведомства, изложенный в решении суда от 13 сентября 2016 года, связан с толкованием законодательства, применённого судом к спорным правоотношениям, то он, вопреки утверждению суда первой инстанции, преюдициального значения для настоящего дела не имеет и основанием для удовлетворения административного иска являться не может.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права следует отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст.ст. 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 2 февраля 2017 года по административному исковому заявлению Шевчук ФИО8, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права, отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Шевчука ФИО8 об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного с расчетом размера жилищной субсидии, отказать.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.