Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 июня 2017 г. по делу N 33а-819/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Балабанова Н.Н.,
судей Коронца А.А. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Мусатовой Е.О., с участием прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе командира войсковой части N на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 9 марта 2017 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N"данные изъяты" запаса Евенко ФИО8 об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье") и командира войсковой части N, связанных с направлением сообщения об отказе административного истца от получения жилищной субсидии, с исключением его из списков личного состава воинской части и нерассмотрением обращений.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А. и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Евенко проходил военную службу с декабря 1998 года. Приказом командующего войсками Московского военного округа от 22 сентября 2009 года N 444 административный истец был уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. На основании решения 3 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 22 марта 2012 года N N военнослужащий с 15 октября 2008 года принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному им месту жительства. Приказом командующего войсками Западного военного округа от 19 марта 2013 года N N Евенко, в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава воинской части, зачислен в распоряжение командира войсковой части N. 30 мая 2013 года административный истец обратился к начальнику отделения "Западрегионжилье" с заявлением об изменении избранного места жительства на г. Балашиха Московской области, которое было удовлетворено.
Сообщением начальника отделения "Западрегионжилье" от 20 октября 2016 года за исх. N N Евенко был уведомлён, что жилые помещения в избранном им месте жительства Министерством обороны Российской Федерации не строятся. 21 октября 2016 года указанное должностное лицо направило в адрес административного истца уведомление N N о готовности предоставить ему жилищную субсидию, от получения которой военнослужащий отказался.
8 декабря 2016 года начальником отделения "Западрегионжилье" в адрес командира войсковой части N направлено сообщение N N об отказе административного истца от жилищной субсидии.
В этой связи приказом командира войсковой части N от 14 декабря 2016 года N 394 он был исключен из списков личного состава воинской части.
Поскольку жилым помещением административный истец обеспечен не был, то полагая, что его права нарушены, Евенко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконным сообщение начальника отделения "Западрегионжилье" от 8 декабря 2016 года N N;
-обязать начальника отделения "Западрегионжилье" отозвать из войсковой части N сообщение от 8 декабря 2016 года N N и рассмотреть вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. "адрес" Московской области;
-признать незаконными действия начальника отделения "Западрегионжилье", связанные с несвоевременным рассмотрением его обращения от 28 октября 2016 года;
-признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с несвоевременным рассмотрением его обращений от 28 октября и 23 ноября 2016 года;
-признать незаконным приказ командира войсковой части N от 14 декабря 2016 года N 394 в части, касающейся исключения его из списков личного состава части, и обязать указанное должностное лицо данный приказ отменить, восстановив его в списках личного состава и обеспечить всеми положенными видами довольствия за период незаконного нахождения в запасе.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Евенко удовлетворил частично, признав незаконным приказ командира войсковой части N от 14 декабря 2016 года N 394 в части, касающейся исключения его из списков личного состава части, и возложив обязанность на указанное должностное лицо данный приказ отменить, восстановить его на военной службе и обеспечить всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного исключения из списков личного состава части.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований суд отказал.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что жилищная субсидия может предоставляться военнослужащим вне зависимости от их желания. Какие-либо права административного истца не нарушены, так как он из единого реестра нуждающихся в получении жилых помещений не исключён и в случае строительства жилья по избранному им месту жительства либо желания получить жилищную субсидию будет обеспечен таковыми.
Административный ответчик полагает, что в соответствии с действующим законодательством в случае, если военнослужащий отказался от жилищной субсидии, его согласие на увольнение с военной службы не требуется.
Утверждает, что при поступлении из уполномоченного органа сообщения об отказе военнослужащего от жилищной субсидии, командир воинской части не имеет права выбора в отношении него кадрового решения. Такой военнослужащий подлежит увольнению с военной службы и исключению из списков личного состава части.
Автор жалобы обращает внимание, что суд, признав законным сообщение начальника отделения "Западрегионжилье", должен был признать законными и действия командира воинской части, которые последовали вслед за поступлением данного сообщения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 18 и 19 статьи 15 Закона, право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 23 данного Закона определено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В силу статьи 3 Федерального закона от 28 января 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Анализ изложенного законодательства позволяет прийти к выводу, что военнослужащие, обеспечивающиеся на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более могут быть признаны нуждающимися и обеспечены жилыми помещениями в избранном ими населённом пункте. Предоставление таким военнослужащим жилищной субсидии возможно в случае их волеизъявления либо отказа от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства. Увольнение же их с военной службы и исключение из списков личного состава части при необеспеченности по месту службы жилыми помещениями возможно без их волеизъявления лишь в случаях отказа от предложенного жилого помещения в избранном населенном пункте либо от жилищной субсидии.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что административный истец по месту прохождения военной службы каким-либо жилым помещением не обеспечен, имея общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 10 лет уволен с военной службы по состоянию здоровья, до 1 января 2014 года изъявил желание быть исключённым из списков личного состава части лишь после обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, избранную форму обеспечения не менял, то вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого приказа, возложив обязанность на командира войсковой части N его отменить.
При таких обстоятельствах факт направления начальником отделением "Западрегионжилье" уведомления о готовности предоставить Евенко жилищную субсидию, согласие на которую он не давал и которую не избирал в качестве формы жилищного обеспечения, а также ссылка на отсутствие жилых помещений для постоянного проживания в избранном им месте жительства - г. "адрес", правового значения не имеют.
Более того, суду первой инстанции предоставлены доказательства, согласно которым Министерство обороны Российской Федерации в целях обеспечения военнослужащих постоянным жильём ведёт строительство жилых помещений в г. Балашиха Московской области.
Доводы жалобы о том, что права Евенко нарушены не были, судебная коллегия находит основанными на неправильном понимании положений действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 9 марта 2017 года по административному исковому заявлению Евенко ФИО8 оставить без изменения, а апелляционную жалобу командира войсковой части N - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.