Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 июля 2017 г. по делу N 33а-948/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Мусатовой Е.О., с участием прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа "данные изъяты" Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика - командира войсковой части N, а также представителя административного ответчика - командира войсковой части N по доверенности Рудакова О.С. на решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 28 марта 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N"данные изъяты" запаса Гущиной ФИО9 об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением административного истца с военной службы и исключением её из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., а также заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Гущина находилась на военной службе с августа 1991 года, при этом с апреля 2007 года проходила военную службу по контракту в войсковой части N (г. Коломна), где 26 апреля того же года была признана нуждающейся в получении жилья. Избранным административным истцом местом жительства является г. Красногорск Московской области.
31 января 2011 года на основании приказа главнокомандующего Военно-воздушными силами Гущина зачислена в распоряжение командира войсковой части N, дислоцирующейся в д. Селифонтово Ярославского р-на Ярославской области.
По сообщению заместителя начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 4 мая 2016 года на запрос командира войсковой части N, в силу фактического отсутствия жилых помещений для предоставления военнослужащим в г. Красногорске Московской области 8 декабря 2013 года административному истцу распределялось жильё в населённом пункте не соответствующем избранному ею месту жительства.
В этой связи 8 июня 2016 года командиром войсковой части N издан приказ N N об увольнении Гущиной с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Приказом же командира войсковой части N от 24 июня 2016 года N N административный истец исключена из списков личного состава войсковой части N с 16 июля 2016 года.
Поскольку Гущина своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жильем не давала, то полагая, что её права были нарушены, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными приказы командиров войсковых частей N и N об увольнении её с военной службы и исключении из списков личного состава части, восстановить её на военной службе и в указанных списках, а также обязать командира войсковой части N направить её на медицинское освидетельствование.
Суд первой инстанции административное исковое заявление Гущиной удовлетворил частично, признав незаконными приказы командиров войсковых частей N и N об увольнении её с военной службы и исключении из списков личного состава части, восстановив её на военной службе и в указанных списках.
В удовлетворении административного искового заявления в части требования о возложении обязанности на командира войсковой части N направить Гущину на медицинское освидетельствование суд отказал.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы он указывает, что в избранном Гущиной после увольнения с военной службы месте жительства - в г. Красногорске Московской области жилищное строительство для обеспечения жильём военнослужащих не ведётся. В 2013 году административному истцу предлагалось жилое помещение в населённом пункте, не совпадающем с избранным ею местом жительства, но от его получения она отказалась, как отказалась и от жилищной субсидии. В связи с этим административный ответчик полагает, что её согласие на увольнение с военной службы не требуется.
Автор жалобы обращает внимание, что заявления Гущиной на имя Президента Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации по вопросу её увольнения с военной службы остались без удовлетворения.
Аналогичные доводы отражены и в апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 3 и 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 18 и 19 статьи 15 Закона, право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему - гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Абзацем 2 и 3 пункта 1 статьи 23 данного Закона определено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
В силу статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Лицам, указанным в абзацах третьем - двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Анализ изложенного законодательства позволяет придти к выводу, что предоставление военнослужащим, принятым на жилищный учёт по избранному месту жительства до 1 января 2014 года, жилищной субсидии возможно в случае их волеизъявления либо отказа от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства. Увольнение же их с военной службы при необеспеченности по месту службы жилыми помещениями возможно без их волеизъявления лишь в случаях отказа от предложенного жилого помещения в избранном населенном пункте либо от жилищной субсидии.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что Гущина, находящаяся на жилищном учете по избранному месту жительства с 2007 года, по месту прохождения военной службы каким-либо жилым помещением не обеспечена, имея общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, изъявила желание быть уволенной с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе лишь после обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, то вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности оспариваемых приказов, обоснованно удовлетворив административное исковое заявление.
Что же касается доводов жалобы о невозможности обеспечения Гущиной по избранному месту жительства жилым помещением в силу отсутствия такового, а также об отказе административного истца как от получения распределенного ему в ином населённом пункте жилого помещения, так и от жилищной субсидии, то судебная коллегия находит их не состоятельными, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для увольнения военнослужащего с военной службы без её волеизъявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, ч. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тамбовского гарнизонного военного суда от 28 марта 2017 года по административному исковому заявлению Гущиной ФИО9 оставить без изменения, а апелляционные жалобы командира войсковой части N и представителя командира войсковой части N - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.