Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 06 июля 2017 г. по делу N 33а-951/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Коронца А.А.,
судей Лаврентьева В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Мусатовой Е.О., с участием административного истца, а также представителей административного ответчика по доверенности Ретивых А.С. и Шиленко В.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение 235 гарнизонного военного суда от 31 марта 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации (далее - ГВСУ СК России) "данные изъяты" Недопекина ФИО9 об оспаривании бездействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), выраженного в необеспечении административного истца субсидией для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителей административного ответчика, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Недопекин проходит военную службу с августа 1995 года и относится к категории военнослужащих, обеспечивающихся на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. С октября 2012 года административный истец является военнослужащим ГВСУ СК России. 12 марта 2014 года Недопекиным заключён новый контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ВВ МВД России) сроком на пять лет.
В связи с достижением им общей продолжительности военной службы в календарном исчислении более 20 лет решением жилищной комиссии ГВСУ СК России от 23 сентября 2015 года, оформленным протоколом заседания N N, Недопекин признан нуждающимся в получении жилых помещений для постоянного проживания и поставлен на соответствующий жилищный учёт ГВСУ СК России с 14 сентября 2015 года. 26 ноября 2015 года за исх. N N председателем жилищной комиссии ГВСУ СК России в адрес заместителя главнокомандующего ВВ МВД Росси направлен список очередников ГВСУ СК России на получение жилых помещений, в котором указан и административный истец.
11 августа 2016 года заместителем руководителя ГВСУ СК России на имя заместителя главнокомандующего ВВ МВД Росси отправлен рапорт административного истца о предоставлении ему жилищной субсидии, а также справка-расчёт размера субсидии, на что врио начальником тыла ВВ МВД России был дан ответ от 23 сентября 2016 года, согласно которому вопрос о выплате Недопекину жилищной субсидии будет рассмотрен после поступления соответствующих бюджетных ассигнований на эти цели.
В силу преобразования ВВ МВД России в Росгвардию, 29 декабря 2016 года первым заместителем директора Росгвардии на обращение заместителя руководителя ГВСУ СК России направлено обязательство о готовности обеспечения военнослужащих комитета, в том числе и Недопекина, после 1 января 2017 года жилыми помещениями.
31 декабря 2016 года Недопекин исключен из списков личного состава войск Росгвардии и зачислен в списки личного состава военных следственных органов СК России.
Полагая, что необеспечением до 1 января 2017 года жилищной субсидией его права были нарушены, Недопекин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Росгвардии, выраженное в невыплате ему жилищной субсидии и обязать Росгвардию обеспечить его таковой.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Недопекина отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он указывает на несостоятельность вывода суда первой инстанции о том, что длительное неисполнение требований действующего законодательства, а именно части 5 статьи 36 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ, предусматривающей реализацию его права на обеспечение жилищной субсидией до 1 января 2017 года, вообще не признаётся каким-либо нарушением и не влечёт ущемление его прав.
Автор жалобы утверждает, что просрочка в предоставлении жилищной субсидии в связи с инфляционными процессами ведёт к утрате покупательской способности причитающихся ему денежных средств. Подобранные же им жилые помещения реализуются собственниками другим покупателям.
Обращает внимание, что он проживает в служебном жилом помещении общей площадью 55 кв.м., в то время как ему положено жильё общей площадью не менее 74 кв.м. Кроме того, нарушаются права других военнослужащих, состоящих в очереди на получение служебного жилого помещения.
Считает, что суд, отказывая в удовлетворении его требований по причине отсутствия у Росгвардии денежных средств, сослался на доказательство - справку N N, которая в судебном заседании 25 марта 2017 года не исследовалась, а была получена от ответчика позднее. Кроме того, судом не исследовалось, какие действия должностными лицами Росгвардии предпринимались для исполнения требований закона по обеспечению именно военнослужащих военных следственных органов и органов военной прокуратуры жилищной субсидией.
Полагает, что поскольку действие Федерального закона от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ не приостановлено, то государство располагает необходимыми финансовыми средствами для выполнения обязательств, в связи с чем факт отсутствия у Росгвардии указанных денежных средств на выплату жилищной субсидии в 2016 году не доказан.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с абзацами 1, 4, 12 и 18 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно части 6 статьи 15 КАС РФ, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Из содержания пунктов 4 и 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России, утверждённого приказом МВД России от 19 ноября 2014 года N 1046, следует, что жилищная комиссия принимает решение об обеспечении военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии на основании рапорта.
После получения воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии жилищная комиссия производит расчет размера жилищной субсидии в порядке, установленном Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76, с применением нормативов и коэффициентов на дату проведения заседания жилищной комиссии, при необходимости осуществляет проверку сведений, находящихся в жилищном деле.
Анализ приведённого законодательства позволяет придти к выводу, что до получения воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии военнослужащие не могут быть обеспечены ею.
В статье 40 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" закреплено, что ведение учета военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда, по договору социального найма или в собственность, право на которые у них возникло с 1 января 2017 года, осуществляется Следственным комитетом.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела справки начальника управления жилищной политики и имущественных отношений Департамента строительства Росгвардии от 24 марта 2017 года N 22/4 бюджетные ассигнования на предоставление жилищной субсидии военнослужащим Росгвардии в 2016 - 2019 года не предусмотрено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Росгвардии Ретивых актуальность данных обстоятельств подтвердил.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что действующим законодательством конкретный срок предоставления военнослужащим жилищной субсидии не определён, в связи с чем право административного истца на жилищное обеспечение до получения воинской частью лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии не может считаться нарушенным и реализуется путём нахождения его в соответствующих списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии нарушений прав истца, обоснованно отказав в удовлетворении заявленного требования.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с действующим законодательством его право на обеспечение жильём должно было быть реализовано Росгвардией до 1 января 2017 года, судебная коллегия находит несостоятельными.
Частью 5 статьи 36 и частью 1 статьи 37 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" определено, что федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, до 1 января 2017 года завершается исполнение возникших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательств финансово-экономического и социального характера перед военнослужащими органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, поскольку данный Федеральный закон вступил в законную силу в июне 2014 года, в то время, как административный истец был принят на жилищный учёт лишь в сентябре 2015 года, то обязательства, предусмотренные приведённой нормой в части, касающейся пресекательности срока их исполнения, на Недопекина не распространяются.
Утверждения же автора жалобы о возможной утрате покупательской способности причитающихся ему денежных средств, вызванной инфляционными процессами, о продаже подобранных им жилых помещений другим гражданам, а также о проживании его в служебном жилом помещении общей площадью 55 кв.м., не влияет на законность принятого судом первой инстанции решения.
Доводы жалобы о том, что суд сослался на доказательство - справку N N, которая в судебном заседании 25 марта 2017 года не исследовалась, а была получена от ответчика позднее, судебная коллегия находит необоснованными. Из материалов дела видно, что 24 марта 2017 года по данному административному делу проводилась подготовка к судебному разбирательству, а не судебное заседание, как утверждает Недопекин. Согласно оттиску штампа входящей корреспонденции 235 гарнизонного военного суда указанная справка поступила в суд через канцелярию суда, в связи с чем была приобщена к материалам административного дела и исследована в судебном заседании 31 марта 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение 235 гарнизонного военного суда от 31 марта 2017 года по административному исковому заявлению Недопекина ФИО10 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.