Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 13 июля 2017 г. по делу N 33а-976/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Манохина В.В. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Попове В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Курского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N"данные изъяты" Зернова ФИО7 об оспаривании бездействия начальника отделения (территориальное, г. Курск) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), выраженного в необеспечении административного истца жилищной субсидией.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Зернов находится на военной службе с августа 1987 года, с августа 2014 года проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
На основании решения начальника отделения "Западрегионжилье" от 15 сентября 2016 года N N административный истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой постановки 10 августа 2016 года. Уведомлением отделения "Западрегионжилье" от 10 октября 2016 года N N военнослужащему сообщено об изменении формы обеспечения его жилым помещением на жилищную субсидию.
31 января 2017 года на обращение Зернова начальником отделения "Западрегионжилье" за исх. N N дан ответ, согласно которому право административного истца на обеспечение жилищной субсидией будет реализовано в порядке очерёдности.
Полагая, что необеспечением жилищной субсидии его права были нарушены, Зернов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие начальника ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - "Западрегионжилье") и начальника отделения "Западрегионжилье", выраженное в непринятии решения о предоставлении ему жилищной субсидии, а также обязать начальника отделения "Западрегионжилье" принять решение о предоставлении ему жилищной субсидии в установленный срок.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Зернова отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы он указывает, что действующее законодательства не предусматривает обеспечение военнослужащих жилищной субсидией в порядке очередности.
Автор жалобы обращает внимание, что административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, очередников, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с даты постановки ранее 10 августа 2016 года, как и не представлено доказательств отсутствия лимитов бюджетных средств на обеспечение жилищной субсидией.
Утверждает, что суд первой инстанции должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех указанных очередников.
Считает, что бездействием административных ответчиков нарушаются его права на жилище. В случае же его увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в 2018 году в связи с истечением срока контракта он, как командир воинской части, будет лишён права на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами вышеназванного федерального закона, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 статьи 57 ЖК РФ).
Аналогичный подход сформулирован и в пункте 11 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280 от 30 сентября 2010 года. При этом очередность определяется исходя из даты принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510 Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - Порядок), также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
В пункте 5 Порядка закреплено, что в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Из изложенного следует, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности. До получения финансовыми органами лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии военнослужащие не могут быть обеспечены жилищной субсидией.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела возражений "Западрегионжилье", по состоянию на апрель 2017 года в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении постоянных жилых помещений, состояло 2 491 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее 10 августа 2016 года.
В опровержение данного утверждения, административным истцом в соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что он находится в очереди нуждающихся в получении жилищной субсидии в Министерстве обороны Российской Федерации под номером один, не представлено, как и не представлено доказательств наличия у него права на внеочередное обеспечение жильём, либо о выделении лимитов бюджетных обязательств достаточных для обеспечения его и лиц, принятых ранее его на жилищный учёт, жилищной субсидией, что в свою очередь и подтверждало бы факт нарушения его прав.
При таких обстоятельствах, перед административным истцом значилось более 2 000 человек, претендующих на получение жилищной субсидии, по отношению к которым он каких-либо льгот или преимуществ на получение такой субсидии вне имеющейся очереди не имел, хотя право на получение такой субсидии у них возникло ранее, чем у Зернова, а в силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что действующим законодательством конкретный срок предоставления военнослужащим жилищной субсидии не определён, в связи с чем право административного истца на жилищное обеспечение до получения уполномоченным органом лимитов бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии и наступления его очереди нарушено не было, то, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленного требования.
Доводы автора жалобы об обратном судебная коллегия находит основанными на неверном понимании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2017 года по административному исковому заявлению Зернова ФИО7 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.