судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
Председательствующего Потеминой Е.В.,
и судей Лукьяновой О.В., Бурдюговского О.В.
при секретаре Рофель Ю.В.
с участием прокурора Мищенко Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Лукьяновой О.В. дело по апелляционной жалобе представителя АО "НИИФИ", апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Пензы на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 мая 2017 года, которым постановлено:
"Иск Артамонова А.В. к АО "НИИФИ" о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить Артамонова А.В. на работе в должности ведущего инженера-исследователя АО "НИИФИ" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с АО "НИИФИ" в пользу Артамонова А.В. заработную плату за время вынужденного прогула в сумме 21 906 (двадцати одной тысячи девятисот шести) руб. 82 коп., компенсацию морального вреда в сумме 3000 (трех тысяч) руб.
В части взыскания расходов на оплату услуг представителя требования Артамонова А.В. оставить без удовлетворения.
Взыскать с АО "НИИФИ" в бюджет муниципального образования город Пенза государственную пошлину в размере 1157 (одной тысячи ста пятидесяти семи) руб. 20 коп.
Решение в части восстановления Артамонова А.В. на работе обратить к немедленному исполнению."
Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
Артамонов А.В. обратился в Ленинский суд с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда в связи с не согласием с приказом от ДД.ММ.ГГГГNк, по которому он был уволен с работы на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Считает увольнение незаконным, поскольку требования работодателя подписать задним числом дополнение к трудовому договору в части обязанности работника уведомлять работодателя о своих подозрениях или о своем знании его причастности к коррупционным правонарушениям, а также отсутствия права без разрешения работодателя сообщать об этом факте иным лицам, является незаконным, ставит его жизнь и здоровье под угрозу и подпадают под статью 316 УК РФ, противоречит принципам трудового законодательства (ст. 2 ТК РФ).
Ссылаясь на положения ст. 391 ТК РФ, Артамонов А.В. просил суд восстановить его на работе на предприятии АО "НИИФИ" в должности ведущего инженера-исследователя; обязать АО "НИИФИ" исправить за свой счет трудовую книжку: новый вкладыш в трудовую книжку, восстановить все записи о его сведениях о работе во вкладыше в трудовую книжку за исключением записи N, на развороте трудовой книжки (страница 1) исправить номер вкладыша, прежний вкладыш (N) передать истцу; взыскать с АО "НИИФИ" в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, расходы на оплату услуг адвоката в размере 1800 руб., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Ленинский районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель АО "НИИФИ" просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, истолкования судом норм ст. 74 и п. 7 ст. 77 ТК РФ в старой редакции, не применение судом нормативного акта, подлежащего применению, а именно ФЗ "О противодействию коррупции", Указа Президента РФ от 01.04.2016 года " О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы".
По мнению апеллянта, суд использовал разъяснения по недействующему законодательству, в частности ст. 73 ТК РФ, которая в ранее действующей редакции предусматривала изменение по инициативе работодателя только существенных условий трудового договора, то в ныне действующей редакции данная норма предусматривает все существующие условия труда, то есть и не существенные условия трудового договора.
Полагает, что плановое проведение антикоррупционной работы в АО " НИИФИ" влияет на организацию труда работников и свидетельствует об изменении организационных условий труда.
Судом при вынесении решения не учтено, что в декабре 2016 года завершилась реорганизация предприятия АО " НИИФИ", проводившаяся в рамках ФЗ РФ " О государственной корпорации по космической деятельности " Роскосмос". АО " НИИФИ" вошло в состав предприятия ГК " Роскосмос". ГК " Роскосмос" стало фактически 100% акционером ОА " НИИФИ", поэтому указания, связанные с реализацией антикоррупционных мероприятий, включающие в себя дополнения к трудовым договорам, стали обязательны для исполнения всеми работниками АО " НИИФИ", включая Артамонова А.В ... Введение ограничений и запретов изменяют для истца условия, определенные ранее действующим трудовым договором. В судебной практике отказ работника от подписания дополнительного соглашения расценивается как отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных условий трудового договора.
При вынесении решения суд оставил без внимания Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. N 147 " О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы", в соответствии с которым в целях борьбы с коррупцией работники предприятий, входящих в состав госкорпораций и организаций, созданных на основании федеральных законов, приравниваются к госслужащим: пункт 14 " Плана мероприятий противодействия коррупции ГК " Роскосмос", в силу которого в трудовые договоры со всеми работниками предприятий, входящих в состав корпорации, должны быть подписаны дополнения к трудовым договорам с антикоррупционной оговоркой, позицию Верховного Суда РФ, о том, что работники должны быть уволены лишь при формальных признаках конфликта интересов, даже если они не нарушали иных норм закона.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель АО " НИИИФИ" указал, что основанием для внесения в трудовые договоры антикоррупционной оговорки явились требования, предусмотренные п. 1 ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 года N 273-ФЗ " О противодействии коррупции", согласно которым АО " НИИФИ" было обязано принять меры по предупреждению коррупции. АО " Российские космические системы", которое является для АО " НИИФИ" акционером и головной организацией Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем, разработало " План мероприятий по противодействию коррупции в АО " Российские космические системы на 2016-2017 гг.", который для АО " НИИФИ" является обязательным.
Артамоновым А.В. представлено возражение на апелляционную жалобу, в котором он просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО " НИИФИ" Селиванов В.Н., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Артамонов А.В. в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал свои письменные возражения, просил решение районного суда оставить без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Артамонов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал инженером-технологом в ОАО "НИИФИ", с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность ведущего инженера-исследователя.
ДД.ММ.ГГГГ Артамонову А.В. было предложено представителем работодателя ознакомиться и получить уведомление от ДД.ММ.ГГГГN, а также подписать дополнение N от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым "работник при исполнении своих трудовых обязанностей обязан не совершать коррупционных правонарушений: не давать взятки (не оказывать посредничество во взяточничестве), не злоупотреблять полномочиями, не участвовать в коммерческом подкупе либо ином противоправном использовании своего должностного положения вопреки законным интересам работодателя в целях безвозмездного или с использованием преимуществ получения выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, работ или услуг имущественного характера, в свою пользу или в пользу иных лиц либо для оказания влияния на действия или решения каких-либо лиц (в том числе должностных) и/или органов для получения неосновательных преимуществ, достижения иных противоправных целей.
Работник обязан уведомить работодатель в случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, а также в случае, если работнику станет известно, что от имени работодателя осуществляется организация (подготовка) и/или совершение коррупционных правонарушений.
Работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также незамедлительно уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только работнику станет об этом известно.
Без разрешения работодателя работнику запрещено: использовать в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущество работодателя, а также передавать его иным лицам; разглашать или использовать сведения, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Работник обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя о противодействии коррупции.
В случае если работник сообщил работодателю о предполагаемом факте коррупционного правонарушения, работодатель не применяет к работнику по данному факту меры дисциплинарного и материального воздействия.
Работодатель стимулирует работников за представление подтвержденной информации о коррупционных правонарушениях и учитывает соблюдение работником принципов и требований Кодекса корпоративного поведения при выдвижении работника в кадровый резерв.
За нарушение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя, работник может быть привлечен к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и/или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Артамонов А.В. отказался от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору.
Сообщением АО "НИИФИ" N от ДД.ММ.ГГГГ уведомило Артамонова А.В. о невозможности продолжения работы без наличия антикоррупционных оговорок в трудовом договоре, отсутствии другой работы, которую возможно выполнять без наличия антикоррупционных оговорок в трудовом договоре, и предложило явиться в отдел по работе с персоналом для оформления документов об увольнении по основаниям, предусмотренным п. 7 с. 1 ст. 77 ТК РФ.
Приказом АО "НИИФИ" Nк от ДД.ММ.ГГГГ прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГN, Артамонов А.В. уволен ДД.ММ.ГГГГ. В качестве основания увольнения указано: расторжение трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменениями определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) (л.д.14).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Артамонова А.В., суд пришел к выводу о том, что включение в трудовой договор антикоррупционной оговорки не свидетельствует об изменении организационных условий труда, поскольку трудовые обязанности, размер заработной платы, иные условия труда истца не изменились, а увольнение по п. 7 ч.1 ст. 77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, является не законным.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право изменять трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно п. 7 ч.1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса).
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
В силу ст. 5 Трудового кодекса РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В силу ст. 13.3 ФЗ " О противодействии коррупции" от 25.12.008 года организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Согласно ст. 10 того же закона обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих; на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.11.1 ФЗ " О противодействии коррупции" служащие Центрального банка Российской Федерации, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.
На указанных работников в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. ст. 17, 18, 20, 20.1 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ст. 12.4 указанного Федерального закона), а на руководителей указанных организаций возлагается обязанность по исполнению императивных требований законодательства.
В соответствии с п.5 Указом Президента РФ от 01.04.2016 года " О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы" руководителям государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами поручено а) разработать с участием общественных объединений, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции, и других институтов гражданского общества комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению служащими и работниками названных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; б) обеспечить контроль за применением предусмотренных законодательством мер юридической ответственности в каждом случае несоблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; в) провести анализ соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков отдельными категориями лиц, выполнения иной оплачиваемой работы, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; г) продолжить работу по формированию у служащих и работников названных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, фондов, государственных корпораций (компаний) и организаций отрицательного отношения к коррупции.
Согласно ст. 349.1 ТК РФ работник государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, обязан: 1) представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; 2) сообщать работодателю о личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Для целей настоящего Кодекса используется понятие "личная заинтересованность", установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Для целей настоящего Кодекса используется понятие "конфликт интересов", установленное законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией.
Акционерное общество "Научно-исследовательский институт физических измерений" создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 26.12.1995г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский институт физических измерений" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN-р, приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ. N, распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГN-р и является его правопреемником (п. 1.1 Устава общества).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN "О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" акции АО "НИИФИ", находящиеся в федеральной собственности, переданы Государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ " О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы" ДД.ММ.ГГГГ. состоялось совещание Госкорпорации "Роскосмос" по вопросам антикоррупционной деятельности, по результатам которого принято решение о доведении до работников в срок до ДД.ММ.ГГГГ. антикоррупционных стандартов поведения и обеспечении внесения в трудовые договоры положений об их строгом соблюдении.
ДД.ММ.ГГГГ. Госкорпорацией "Роскосмос" руководителям организаций ракетно-космической промышленности, в том числе АО "НИИФИ", направлено письмо N о необходимости выполнения указанного решения.
Приказом генерального директора АО "Российские космические системы", входящего в Госкорпорацию "Роскосмос", от ДД.ММ.ГГГГ. N утвержден план по противодействию коррупции на 2016- 2017 годы, пунктом 14 которого в 4 квартале 2016 г. предусмотрено внесение антикоррупционных оговорок в трудовые и гражданско-правовые договоры работников АО "Российские космические системы".
ДД.ММ.ГГГГ. указанный план, а также предложение раздела в трудовой договор и дополнительного соглашения к нему с названными оговорками направлены кадровой службой АО "Российские космические системы" в адрес ответчика.
С учетом изложенного, АО "НИИФИ" как организация Госкорпорации "Роскосмос", созданная на основании федеральных законов, в силу положений действующего законодательства в сфере противодействия коррупции было обязано разработать комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению работниками запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
В соответствии с названным приказом и.о. генерального директора АО "НИИФИ" директору по организационному развитию указано на необходимость внесения в срок до ДД.ММ.ГГГГ антикоррупционных оговорок в трудовые договоры со всеми работниками общества, начальнику 6 отдела - подготовки дополнений к трудовым договорам, касающихся антикоррупционных оговорок, и предложения их подписания (приказ АО "НИИФИ от ДД.ММ.ГГГГN).
Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ. Артамонов А.В. уведомлен работодателем о вышеуказанных решении совещания по вопросам антикоррупционной деятельности Государственной корпорации "Роскосмос" от ДД.ММ.ГГГГ, письме данной организации от ДД.ММ.ГГГГN и приказе АО "НИИФИ" от ДД.ММ.ГГГГN. Заявителю предложено подписать дополнение от ДД.ММ.ГГГГN к трудовому договору, содержащее раздел N "Другие условия труда, связанные со спецификой работы" с требованиями по исполнению положений антикоррупционного законодательства.
Из анализа указанного дополнения следует, что его условия предусматривают возложение на истца дополнительных обязанностей, запретов, а также возможность привлечения к установленной законодательством ответственности за нарушение антикоррупционных требований. Указанные обстоятельства свидетельствуют об изменении организационных условий труда истца и необходимости изменения условий его трудового договора, которые ранее не были вменены в обязанность работника при подписании им трудового договора.
Таким образом, ответчиком суду были представлены доказательства, подтверждающие изменение организационных условий труда в АО " НИИФИ", когда работнику невозможно сохранить прежние условия труда и он отказывается продолжать работать в новых условиях.
Порядок увольнения Артамонова А.В. работодателем нарушен не был, увольнение по п. 7 ч.1 ст.77 ТК РФ произведено в соответствии с требованиями ст. 74 ТК РФ и является законным.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности обжалуемого решения и служат основанием к его отмене.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия находит необходимым принять по делу новое решение, которым исковые требования Артамонова А.В. о восстановлении на работе и производные от этого требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда подлежит оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.329,330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 19 мая 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Артамонова А.В. к АО " НИИФИ" о восстановлении на работе., взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу представителя АО "НИИФИ", апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Пензы -удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.