судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.
судей Прудентовой Е.В., Мананниковой В.Н.
при секретаре Рязанцевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области Торкиной В.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 мая 2017 года, которым постановлено:
иск Горячевой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, понуждении к назначению пенсии удовлетворить частично.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. N об отказе Горячевой Н.Н. в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части исключения из стажа, дающего право на пенсию, периода нахождения на курсах повышения квалификации и периода работы в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Горячевой Н.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 11.01.2017г., включив в специальный стаж Горячевой Н.Н. дающий право на пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в календарном исчислении период работы с 15.05.2000г. по 18.08.2003г. в должности социального педагога отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы 28.11.2001г., 04.02.2002г., 28.05.2003г.; период нахождения на курсах повышения квалификации с 14.03.2016г. по 31.03.2016г.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
,
установила:
Горячева Н.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, понуждении к назначению пенсии, указав, что работает учителем немецкого языка и воспитателем в группе продленного дня в СОШ N"адрес". ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19. ч. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях". ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии со ссылкой на недостаточность стажа. Считает данное решение незаконным. По ее мнению, ей необоснованно не включены в стаж следующие периоды: с 27 марта 1996г. по 31 августа 1996 г. - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с 15 мая 2000 г. по 01 июля 2003 г. - период работы социальным педагогом отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы. Ей предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы 28 ноября 2001 г., 04 февраля 2002 г., 28 мая 2003 г.; с 01 июня 2011 г. по 31 августа 2011 г. - период работы педагогом дополнительного образования в СОШ N"адрес"; с 14марта 2016 г. по 31 марта 2016 г. - период обучения на курсах повышения квалификации; просила признать протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГN незаконным и отменить, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию с момента обращения в суд, включив в расчет все исключенные периоды, кроме периодов нахождения в отпусках без сохранения содержания (заработной платы).
В судебном заседании Горячева Н.Н. уточнила исковые требования, просила включить в специальный стаж следующие периоды: с 15 мая 2000 г. по 18 августа 2003 г. - период работы социальным педагогом отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы, с 14 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г. - период обучения на курсах повышения квалификации; обязать ответчика назначить ей пенсию с 17 ноября 2016 г.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области Торкина В.А. просит решение отменить и принять решение об отказе в иске. В апелляционной жалобе указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Основанием отказа включения в специальный стаж периода работы Горячевой Н.Н. в должности социального педагога отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы является несоответствие наименования учреждения, в котором истец работала, наименованиям учреждений, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29октября 2002 г. N 781. Курсы повышения квалификации также не подлежат включению в стаж.
В возражениях истец Горячева Н.Н. указала, что она работала в учреждении, который поименован в Списке как социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Зинину Е.А., истца Горячеву Н.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения в части признания решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГN об отказе Горячевой Н.Н. в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части исключения из стажа, дающего право на пенсию, периода работы в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы, понуждении Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Горячевой Н.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", включить в специальный стаж Горячевой Н.Н., дающий право на пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в календарном исчислении период работы с 15 мая 2000 г. по 18 августа 2003 г. в должности социального педагога отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы, принятия нового решения об отказе в иске к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в этой части.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное применение норм материального права. Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы является тождественным учреждению социального обслуживания - социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних.
Однако суд первой инстанции не учел, что МБУ социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" является учреждением социального обслуживания не только детей, но и их родителей, а также семей и отдельных категорий граждан.
В соответствии с Примерным положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896, социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
В соответствии со своими задачами центр (п. 9 Примерного положения):
а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;
г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;
е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
и) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре;
к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;
л) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.
Вывод суда о тождественности учреждения, в котором истец работала, МБУ "Центр социальной помощи семье и детям", учреждению, указанному в Списке - социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства. У суда первой инстанции отсутствовали полномочия по принятию решения о тождественности учреждений по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992г. N 3266-1 "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" согласно статьям 27, 27.1 и 28 Федерального закона N173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусматривает, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Правительство Российской Федерации утвердило Правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N869-О-О).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений", а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Решением об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГN ответчик не включил в специальный трудовой стаж периоды работы истца в должности социального педагога отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы с 15 мая 2000 г. по 18 августа 2003 г., на том основании, что в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Как указано выше, закон предусматривает возможность включения в льготный стаж период работы в должности и учреждении, одновременно предусмотренными вышеприведенным Списком.
Как видно из Устава МУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), Центр социальной помощи семье и детям Железнодорожного района г.Пензы был создан в соответствии с постановлением главы администрации Железнодорожного района г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГN, на основании постановления Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 52 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального( учреждения "Центр социальной поддержки семье и детям" и постановления Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ. N "О совершенствовании системы социального обслуживания населения".
Как следует из п. 1.5 Устава основной целью создания Центра является оказание семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощь в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В соответствии с п.п. 2.1, 6.8 Устава деятельность центра направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию прав семьи и детей, на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений, в связи с чем осуществляет:
социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи;
социальную реабилитацию детей с ограниченными физическими возможностями;
участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав.
Отделение дневного пребывания детей и подростков разрабатывает рекомендации и осуществляет взаимодействие с семьями несовершеннолетних и учебными заведениями для обеспечения непрерывности реабилитационной работы, организует консультирование по психолого-педагогическим вопросам с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития.
Отделение дневного пребывания детей и подростков проводит реабилитационную работу с социально-дезадаптированными несовершеннолетними, нарушающими нормы морали и права, допускающими девиантные формы поведения.
В Положении об отделении дневного пребывания для несовершеннолетних на 30 мест МУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г. Пензы, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, указано, что отделение осуществляет оказание разнообразной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним, находящимся в особо трудных обстоятельствах, с целью преодоления дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психическом развитии и неблагоприятных социальных условий. Отделение взаимодействует с органами и учреждениями системы здравоохранения, образования, внутренних дел и другими организациями в целях эффективной социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних. Направления отделения: социальная адаптация, психолого-педагогическая коррекция, трудовая реабилитация.
Согласно должностной инструкции социального педагога МУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г. Пензы, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности подростков, определят задачи, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, способствует реализации прав и свобод личности подростков, обеспечению охраны их жизни и здоровья, созданию безопасности личности, организует различные виды деятельности подростков, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, умственных и физических способностей подростков, на развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми поддерживает отношения с семьей воспитанников, взаимодействует с учителями, родителями, специалистами по социальной работе, семейных и молодежных служб занятости в оказании помощи подросткам с девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации, ведет работу по реабилитации дезадаптивных подростков по индивидуальным программам.
Выполнение трудовых функций по социальному обслуживанию детей и их родителей подтверждается также должностной инструкцией социального педагога "Центра социальной помощи семье и детям (л.д. 40), справкой от ДД.ММ.ГГГГN (л.д. 22). Перечень должностных обязанностей названной инструкции, в основном, предусматривает выполнение работы, обеспечивающей условия для социально-психологической реабилитации подростков, социальной и трудовой реабилитации, обеспечение досуга, получение ими дополнительного образования, вовлечение в кружки, секции и другие объединения.
При таких обстоятельствах, МУ социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" является учреждением социального обслуживания не только детей, но и их родителей, а также семей и отдельных категорий граждан. Также из Положения об отделении дневного пребывания для несовершеннолетних на 30 мест видно, что отделение дневного пребывания несовершеннолетних создано для реализации программ их социальной реабилитации в полустационарных условиях в свободное от учебы время. Продолжительность посещения должна была соответствовать времени реабилитационного периода, определяемого индивидуальными программами.
Кроме того, Уставом были предусмотрены отделения первичного приема, информации, консультативное, срочного социального обслуживания, торгового обслуживания малообеспеченных граждан, кризисное отделение помощи женщинам, профилактики безнадзорности детей и подростков, дневного пребывания детей и подростков, несовершеннолетних, реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими возможностями, социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов, временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной реабилитации для инвалидов, хосписного обслуживания на дому, социально-оздоровительного обслуживания, стационарное отделение для детей, социальной адаптации военнослужащих, уволенной с военной службы, что подтверждает, что учреждение создано для оказания услуг в сфере социального обслуживания населения.
Таким образом, центр не являлся специализированным учреждением для детей.
Поскольку наименование учреждения "учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям" Списком не предусмотрен, деятельность Центра была направлена на социальное обслуживание граждан, реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, обеспечение психологической защищенности населения, поддержку и укрепление его психологического здоровья, взаимодействие с различными службами в сфере психологической работы с населением, участие в проведении единой общегосударственной политики психолого-педагогической помощи и социальной защиты населения, период работы истца в должности социального педагога отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы с 15 мая 2000 г. по 18 августа 2003 г. не подлежит зачету в специальный стаж.
Истец обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ Между тем, на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии специальный стаж составил менее 25 лет.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Принимая во внимание, что истцом не доказана работа по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях только для детей, в связи с чем право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, в соответствии со статьей 30 ФЗ-400 "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 г. - в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") у нее не возникло.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном включении периода прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ необоснованны.
Согласно п.п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
По смыслу указанных положений закона периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, за которые работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
На курсы повышения квалификации Горячева Н.Н. направлялась по распоряжению работодателя, на период обучения за ней сохранялось место работы, средний заработок, производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, курсы повышения квалификации связаны непосредственно с ее профессиональной деятельностью, являлись неотъемлемой, обязательной частью ее профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков с целью продолжения профессиональной деятельности, факт повышения квалификации подтвержден соответствующим удостоверением.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периода обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Горячева Н.Н. не выработала необходимый специальный стаж (25 лет) для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по состоянию на 11 января 2017 г., что является основанием для отказа в иске в назначении пенсии.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 16 мая 2017 года отменить в части признания решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГN об отказе Горячевой Н.Н. в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части исключения из стажа, дающего право на пенсию, периода работы в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы, понуждении Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Горячевой Н.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", включить в специальный стаж Горячевой Н.Н. дающий право на пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в календарном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности социального педагога отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы, принять новое решение, которым
Отказать Горячевой Н.Н. в иске о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГN об отказе Горячевой Н.Н. в назначении досрочной страховой пенсии незаконным в части исключения из стажа, дающего право на пенсию, периода работы в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г.Пензы, понуждении Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 11 января 2017 г., включении в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, в календарном исчислении период работы с 15 мая 2000 г. по 18 августа 2003 г. в должности социального педагога отделения дневного пребывания несовершеннолетних детей в МБУ "Центр социальной помощи семье и детям" Железнодорожного района г. Пензы.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Пензе Пензенской области Торкиной В.А. - удовлетворить частично.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Уткина
Судьи В.Н. Мананникова
Е.В.Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.