судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Окуневой Л.А.
и судей Крючковой Н.П., Попова П.Г.,
при секретаре Будановой Н.С.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Окуневой Л.А. дело по апелляционной жалобе Капитоновой Л.Н. на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 17 апреля 2017 г., с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 мая 2017 г., которым постановлено:
Административный иск ИФНС России по Ленинскому району удовлетворить.
Взыскать с Капитоновой Л.Н., проживающей по адресу "данные изъяты", в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 18 738 рублей 59 копеек, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 1 760 рублей 12 копеек.
Взыскать с Капитоновой Л.Н. госпошлину в бюджет муниципального образования "город Пенза" 815 рублей.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы Чапаевой Ю.В., действующей на основании доверенности, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
По данным Росреестра по Пензенской области в 2014 году Капитановой Л.Н. на праве собственности принадлежали квартира, расположенная по "адрес" (в размере 1/3 доли); хозяйственная кладовая, расположенная по адресу: "адрес" (в размере 1/2 доли); квартира, расположенная по адресу: "адрес" (в размере 1/2 доли); нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г.Пензы обратилась в суд с иском к Капитановой Л.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц и пени, ссылаясь на то, что в Инспекцию поступили сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, которая по состоянию на 2014 год составила 1 415 931,96 руб., 319 922,20 руб., 1 576 357,64 руб. и 1 870 280,76 руб. соответственно. Капитановой Л.Н. за 2014 год был исчислен налог на имущество физических лиц в сумме 18 738,59 руб. в соответствии со ставками налога, установленными решением Пензенской городской Думы. В адрес налогоплательщика 16 июля 2015 г. было направлено налоговое уведомление N 269904 по уплате исчисленного налога в срок до 1 октября 2015 г. В связи с неуплатой налога в установленный срок Капитановой Л.Н. 2 ноября 2015 г. направлено требование N 11016 по оплате недоимки по налогу за 2014 год, а также по оплате пеней, начисленных на сумму недоимки по указанному налогам за предшествующий налоговый период в срок до 29 января 2016 г., которое она в добровольном порядке не исполнила. Кроме того, 23 ноября 2012 г. Капитановой Л.Н. также выставлялось требование N 6793 об уплате пени по состоянию на 21.11.2012 по сроку исполнения до 11 декабря 2012 г., которое также не было исполнено.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района г.Пензы от 10 июня 2016 г. о взыскании с Капитановой Л.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год и пени отменен 12 сентября 2016 г. на основании поступивших возражений относительно его исполнения.
ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы просила взыскать с Капитановой Л.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 18 738,59 руб., пени в размере 1 760,12 руб., из которых 1 433,59 руб. по требованию N 11016 и 326,52 руб. по требованию N 6793.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
Определением Ленинского районного суда г.Пензы от 29 мая 2017 г. исправлена описка, допущенная в решении суда от 17 апреля 2017 г., в части необходимости правильного указания в мотивировочной части решения суда, что настоящий административный иск был предъявлен 01.03.2017.
В апелляционной жалобе Капитанова Л.Н. просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что налоговая база (инвентаризационная стоимость) объектов недвижимости, по которым налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с налогоплательщика налога на имущество за 2014 год, надлежащим образом не определена и не подтверждена соответствующими документами, рассчитанными в установленном порядке. Указанное подтверждается письмом исх.N1678 от 18.03.2011, определением Ленинского районного суда г. Пензы от 31.10.2012 по делу N2-4236/2012. Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 01.04.2013 N БС-4-11/5665 дала разъяснения, согласно которым порядок расчета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости до настоящего времени не установлен, правовые основания для действий налоговых органов по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами по состоянию на 01.01.2013 и использованию указанных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц, в настоящее время отсутствуют. Просила учесть, что пропущен шестимесячный срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, как не содержащую доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда.
Административный ответчик Капитанова Л.Н., извещенная надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия рассмотрела дело в ее отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя иск о взыскании с Капитановой Л.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год, суд признал установленным и исходил из того, что требование о взыскании налога на имущество физических лиц соответствует нормам законодательства о налогах и сборах, подтверждено материалами дела и подлежит удовлетворению на основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Указанная конституционная обязанность предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которой налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
До 1 января 2015 г. вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулировались Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1).
С 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируются новой главой 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса РФ.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, с учетом положений Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1, действующего до дня вступления в силу Федерального закона N 284-ФЗ от 04.10.2014, то есть до 1 января 2015 г.
На основании статьи 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Размер ставок налога на имущество физических лиц в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. N 2003-1 (в редакции от 02.11.2013) на территории г. Пензы в 2014 году был установлен Решением Пензенской городской Демы от 28.10.2015 г. N 218-15/4 "О налоге на имущество физических лиц" (в редакции от 29.11.2013 г.) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений в следующих размерах: в части для жилых помещений и жилых строений свыше 1000 тыс. рублей до 2000 тыс. рублей - 1,4 процента, нежилых помещений, иных строений и сооружений свыше 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3 процента.
Согласно пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года следующего за истекшим налоговым периодом.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о взыскании недоимки по налогу за 2014 год, суд первой инстанции, проверив порядок взыскания налога, размер взыскиваемой суммы, сроки направления требования, сроки обращения в суд, пришел к выводам о наличии у административного ответчика обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год, в связи с тем, что обязанность по уплате налога не исполнена, доказательств уплаты налога не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, данные выводы являются правильными, основаны на материалах дела.
Доводы жалобе о неверной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, не нашли своего подтверждения.
Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 предусмотрено, что налоговыми органами для целей налогообложения принимаются сведения об инвентаризационной стоимости только от органов, осуществляющих государственный технический учет.
На основании пунктов 3 и 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 1301 от 13.10.1997, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.3 Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, определение стоимости здания, строения ведется БТИ раздельно для целей статистического учета (полная балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость) и для налогообложения физических лиц (действительная инвентаризационная стоимость).
Действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с "Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности", утвержденным Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.92 N 87.
Расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости осуществлялся в соответствии с Приказом Минстроя России от 4 апреля 1992 г. N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности".
Согласно пункту 3.2 Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Таким образом, органы БТИ, проводившие до 1 марта 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать информационные сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда по состоянию на испрашиваемую дату.
Налог на имущество за налоговый период 2014 год Капитановой Л.Н. исчислялся на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговый орган БТИ до 1 марта 2013 г., что не противоречит вышеуказанным требованиям.
Доводы жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд с требованием о взыскании налога за 2014 год являются несостоятельными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с требованиями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3).
Из материалов дела следует, что судебный приказ о взыскании с Капитановой Л.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год отменен по заявлению административного ответчика 12 сентября 2016 г. После отмены судебного приказа, исковое заявление было подано в районный суд 1 марта 2017 г. в пределах шестимесячного срока.
С учетом изложенного, а также исходя из фактических обстоятельств по делу, у суда имелись законные основания для признания за Капитановой Л.Н. неисполненной обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год в размере 18 738,59 руб., что повлекло обоснованное удовлетворение заявленных требований.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Разрешая исковые требования административного истца в части взыскания с Капитановой Л.Н. пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц, суд первой инстанции исходил из представленного расчета, в соответствии с которым, пени начислены за период с 14.11.2012 по 01.11.2013 на недоимку по налогу за 2008 год в сумме 240,10 руб., за период с 02.11.2013 по 05.11.2014 на недоимку по налогу за 2008, 2011, 2012 годы в сумме 1158,37 руб., за период с 06.11.2014 по 27.01.2015 на недоимку по налогу за 2008, 2011, 2012, 2013 годы в сумме 361,65 руб., а всего в сумме 1 760,12 руб.
Вместе с тем, судом не принято во внимание, что исходя из положений пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
По сведениям, представленным Инспекцией ФНС по Ленинскому району г. Пензы в суд апелляционной инстанции, недоимка по налогам была взыскана с административного ответчика за 2011 и 2012 годы решением Ленинского районного суда г. Пензы от 30 сентября 2015 г.
При этом, судебной коллегией установлено, что за 2008 год недоимка в судебном порядке взыскана не была, а также судебный приказ о взыскании недоимки по налогу за 2013 год был отменен определением и.о.мирового судьи судебного участка N 5 Ленинского района г.Пензы 31 июля 2015 г.
Административный истец не отрицал то обстоятельство, что после отмены судебного приказа не предприняты своевременные меры к взысканию недоимки по налогу за 2013 год.
Учитывая, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, а доказательств принятия таких мер в соответствии с действующим законодательством налоговым органом при рассмотрении данного дела не представлено, указанное, по мнению судебной коллегии, исключает возможность взыскания пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2008 и 2013 год, поскольку они производны от основного долга.
Отсутствие допустимых и достоверных доказательств принудительного взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц в рамках налогового законодательства за 2008 и 2013 годы, на которую начислены взыскиваемые пени, позволяют судебной коллегии прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании с Капитановой Л.Н. пени за указанные в расчете периоды по недоимке за 2008 и 2013 годы в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда в части взыскания пени нельзя признать законным и обоснованным в силу пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оно постановленопри неправильном применении норм материального права.
Согласно представленного административным истцом расчета размер пеней на недоимку по налогу за 2011 и 2012 годы за период с 14.11.2013 по 27.01.2015 составит 1082 руб. 40 коп. Данный расчет является верным, соответствует требованиям налогового законодательства и установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем судебная коллегия соглашается с ним.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части взыскания пени и госпошлины с принятием нового решения в указанной части, в соответствии с которым с Капитановой Л.Н. следует взыскать в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2011, 2012 годы за период с 14.11.2013 по 27.01.2015 в сумме 1082 руб. 40 коп., в также взыскать с в бюджет муниципального образования г.Пенза госпошлину в размере 792 руб. 84 коп. В остальной части решение следует оставить без изменения
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Пензы от 17 апреля 2017 г., с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 мая 2017 г., отменить в части взыскания пени и госпошлины, принять в данной части новое решение.
Взыскать с Капитоновой Л.Н. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2011, 2012 годы за период с 14.11.2013 по 27.01.2015 в сумме 1082 руб. 40 коп.
Взыскать с Капитоновой Л.Н. госпошлину в бюджет муниципального образования г.Пенза в размере 792 руб. 84 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Капитановой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.