Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Загорской О.В., Берко А.В.,
при секретаре Краснослободцевой Ю.С.,
с участием прокурора Дремовой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 15 мая 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Предгорного района Ставропольского края в защиту интересов Емуранова В.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Предгорного района Ставропольского края обратился в суд в защиту жилищных прав и интересов Емуранова В.В. с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Емуранову В.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру г.Невинномысска обратился Емуранов В.В., проживающий в ... , с заявлением о нарушении его жилищных прав.
Проверкой установлено, что Емуранов В.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать умерла ... , отец решением Предгорного районного суда Ставропольского края ... лишен родительских прав.
16.08.1984 решением исполнительного комитета Предгорного района совета народных депутатов N477 Емуранов В.В. определен в детский дом.
03.11.2016 постановлением администрации Этокского сельсовета N709 Емуранов В.В. признан нуждающимся в жилом помещении.
По решению Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 05.12.2016 Емуранов В.В. включен в сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Емуранов В.В. обратилась в ГКУ СК "Имущественный фонд Ставропольского края" с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Емуранову В.В. не предоставлено.
Решением суда от 15.05.2017 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности В.И.А. считает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, полагает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности, согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
07.12.2016 Емуанов В.В. обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Заявление Емуранова В.В зарегистрировано в журнале регистрации под номером 2420.
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку в таком случае будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Емуранова В.В.
Просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Предгорного района Ставропольского края просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 15.05.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, выслушав в судебном заседании мнение прокурора Дремовой М.Д., полагавшей решение суда законным и обоснованным, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п."ж" ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 года N15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от в ред. от 31.12.2014 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 п.1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.п.1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 п.1 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 года N330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года N60-п внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом Ставропольского края N6-кз от 06.02.2015 года "О внесении изменений в ст.7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей сирот, в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Судом установлено, что иск прокурора заявлен в интересах Емуранова В.В., зарегистрированного по адресу: ...
Мать Емуранова В.В. - ... умерла ... Отец Емуранова В.В. - ... решением Предгорного районного суда Ставропольского края от ... года лишен родительских прав в отношении его четверых несовершеннолетних детей.
Решением исполнительного комитета исполнительного комитета Предгорного районого совета народных депутатов N477 от 16.08.1984 года Емуранов В.В. определен в детский дом. Начиная с января 1984 по сентябрь 1995 Емуранов В.В. являлся воспитанником ГКУ "Детский дом (смешанный) N30" ... и находился на полном государственном обеспечении.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который включен Емуранов В.В.
03.11.2016 постановлением администрации Этокского сельсовета N709 Емуранов В.В. признан нуждающимся в жилом помещении.
Согласно уведомлению N747 Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 05.12.2016 Емуранов В.В. включен в сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
До настоящего времени жилым помещением Емуранов В.В. не обеспечен, сведения о правах Емуранова В.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство имущественных отношений СК обязано предоставить Емуранову В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод жалобы о предоставлении жилья в порядке очередности не может быть принят, поскольку гарантированное законом право Емуранова В.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 15 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.